• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КАК ЗНАНИЯ СДЕЛАТЬ СИЛОЙ

Древние греки утверждали, что ученик  — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Корреспондент «КВ» задался вопросом: учитель или репетитор дает сегодня больше знаний детям? Нисколько не умаляя роль педагога в обучении детей, склонна полагать, что все больше родителей обращаются сейчас к услугам репетиторов. Причем не только при подготовке школьника к ЕНТ, но и для выполнения домашних заданий в 1-4 классе.
Педагоги знают, что учебная нагрузка — это важное понятие. Есть часы, отведенные на занятия в классе, на домашнюю работу. Они опираются на определенные требования, связанные со здоровьем школьников. К тому же сегодня система образования изменилась. В наше время ученик, сидя в классе, имеет моментальный доступ к любой информации через Интернет, через различные девайсы. Мир генерирует очень большой объем знаний, заучить всю информацию невозможно. То есть нельзя решить вопрос качества образования за счет увеличения часов. Учитель должен научить детей уметь правильно задать вопрос, искать, находить и осмысливать информацию, используя современные технологии. Учитель перестает быть источником информации, и это изменение надо учитывать.
Учитель биологии Надежда Караченцева против репетиторов. На днях только ругала своих учеников: «Не нужны мне ваши репетиторы!». Другое дело, если, допустим, ребенок болел, месяц его не было в школе, необходимо «догнать» пропущенные темы. В таком случае он может обратиться за помощью со стороны.
— Считаю, что ученикам достаточно один раз внимательно прослушать объяснения учителя. Прибегая к услугам репетиторов, дети теряют самостоятельность, у них появляются иждивенческие настроения. На уроках они невнимательно слушают тему, полагая, что репетитор все объяснит.
Репетитор, я считаю, должен быть профессионалом, иметь опыт работы в школе. Иногда  замечаю, что репетиторы предлагают детям заучивать массу ненужной информации. Я объясняю детям, что нужно выучить лишь основные формулы, скажем, в математике важна логика, зубрежкой тут ничего не добьешься.
Поговорили мы на эту тему и с репетитором, которого нашли по объявлению в газете, бывшим учителем химии  Натальей К.
— Школе я отдала сорок с лишним лет,  давно на заслуженном отдыхе. Но и в свои 65 занимаюсь репетиторством. Это помогает оставаться в форме, является отдушиной в повседневности. Ко мне приходят старше¬классники: кто-то готовится к ЕНТ, кто-то — к поступлению в медицинский вуз. Чаще всего у них абсолютно нулевой запас знаний по химии. В первые дни ребята сидят передо мной зажатые, загнанные, не смеют и слова сказать. А мне нужны ученики, которые могут рассуждать, если требуется, подсказать мне, поспорить со мной. И здесь главное — заинтересовать ученика своим предметом. Я говорю с ними на доступном языке, объясняю примерами из повседневной жизни. И тогда дети раскрываются, их глаза загораются, ведь химия — это интересная наука о природе, количественных и качественных изменениях веществ. Как-то я сказала одной девочке: «Попроси учительницу, пусть она еще раз объяснит вам эту трудную тему». Школьница так и сделала, но учительница ответила: «Некогда мне объяснять, идите к репетиторам». Я не виню учителей ни в коем случае. Школа — это основа. Но, на мой взгляд, сегодня слишком быстро внедряются новые технологии. Интерактивная доска не заменит опытов, которые дети должны ставить сами, своими руками. В школе учителя ориентированы на среднего ученика. А отстающие просиживают уроки, думая: «Ай, все равно ничего не пойму». Заниматься с детьми легче с глазу на глаз, учитывая его особенности, индивидуальность.
 Многие из нас считают, что советская система образования была и остается самой сильной. Но, вспомните, нас десять лет учили, рассказывали про синусы и косинусы, твердили, что готовят к взрослой, самостоятельной жизни. И что? Мы выходили из стен альма-матер и понимали, что жизнь совсем другая. И нужны другие навыки, которые не входят в школьную программу.
Коллега по работе отдала своего сына в один из репетиторских центров города. Платит 15 тысяч в месяц и говорит, что ребенок значительно преуспел по всем предметам. Там отслеживают успеваемость детей, анализируют их успехи, неудачи. С учениками работает психолог, который поддерживает связь с родителями. У ученика спрашивают: «Понравился ли тебе этот учитель?». Если нет — меняют. Потому что от личных взаимоотношений педагога и ребенка зависит очень многое, в первую очередь, любовь к предмету. В школе достаточных знаний не дают.
Что ж, у каждого свое мнение. Но давайте зададимся вопросом: что такое общеобразовательная школа? То есть — общее образование.  Еще у одной коллеги по работе в этом году сын пошел в первый класс, где пять первых классов по 30-35 человек в каждом. Понятно, что учитель не может охватить своим вниманием каждого. Поэтому без помощи родителей дети не могут выполнить домашнюю работу. А ведь не у всех родителей есть время заниматься с детьми. Тут и выручают репетиторы  или учебные центры, которых в Кызылорде мы насчитали пять.
Обзвонили некоторые из них и задали один и тот же вопрос: не утомительно ли ребенку в 1-4 классе весь день проводить за партой, сначала в школе, потом в продленной группе учебного центра?
Ответы были одинаковы.
— Возможно, это и утомительно. Мы, загружая детей, порой лишаем их детства. Но продленки удобны работающим родителям, а с детьми мы стараемся проводить уроки в игровой форме.
—  А зачем репетиторы забегают вперед, объясняют еще не пройденные в школе темы?
—  Тут своя хитрость. Родителям ведь что надо? «Пятерки» в дневнике. А хорошую оценку легче получить, зная материал. Еще один момент: кому-то требуется только выполнить домашнее задание, кто-то отстает в предмете, упустил что-то, теперь наверстывает. А кто-то решает для себя углубленно изучать определенный предмет. К примеру, английский язык, который будет нужен ему в выбранной профессии.
На вопрос о востребованных предметах  учитель одного из учебных центров Куляш Алиаскарова отвечает, что сегодня это все-таки математика. Раньше упор делался на языки, теперь школьники «подтягивают» точные науки,  без знания которых сложно сдать ЕНТ.
— Наша страна стремится в           30-ку высокоразвитых стран, а для этого будущему поколению казахстанцев необходимо иметь хорошие знания, — рассуждает она. — Сейчас востребован профессионализм. Кроме того, личностные качества. В этом году мы ввели в своем учебном центре для наших учеников такие психологические тренинги, как коммуникация, конфликтология, толерантность. Полученные навыки позволят детям стать успешными, добиться поставленных целей в самостоятельной жизни. К сожалению, средняя школа сегодня не может позволить себе отойти от программы, от системы. Да, она дает знания, растит отличников, обладателей золотых медалей. Но может ли эта система воспитать успешного человека, личность?
Услуги репетиторов в Кызыл¬орде растут, как грибы после дождя. Понятно, есть спрос, есть и предложение. Репетитор  занимается с детьми по  2-3 раза в неделю. Занятие длится обычно 45 минут или 1 час, средняя стоимость — 800, 900, 1 000 тенге в час, 1 500 или 2 000 за полтора часа. Некоторые родители покупают своему ребенку самые дорогие игрушки, айфоны последней марки, но упускают из виду его обучение. Думается, что инвестировать нужно в знания детей. Вкладывать деньги в то, что никогда не потеряется, не сломается, в то, что не украдут и не отнимут. И все это потом сполна окупится.
№№ 154-155 от 19 октября 19 октябрь 2013 г. 0 0