София АЛДАМЖАРОВА
Над организацией горячего питания в школе задумалась, когда сын в этом году пошел в первый класс. Судя по его словам, в школе кормят вкусно, дают кашки, соки, кисели, фрукты… Ребенку нравится, а, значит, за его здоровье я спокойна. В идеале родители должны спокойно отпустить ребенка в школу, зная, что грызть он будет не только гранит науки, но и съест что-нибудь вкусное и полезное. А так ли это на самом деле?
Сейчас много внимания уделяется организации детского питания в общеобразовательных учреждениях. По словам руководителя школьного отдела областного управления образования Жанат Камитбековой, по области горячим питанием охвачено около тридцати двух тысяч учащихся, из них более двадцати тысяч – дети из малоимущих семей, охват детей из этой категории составляет 100 процентов. Практически полностью горячим питанием охвачены и учащиеся первых классов. В ближайшие год-два планируется обеспечить горячим питанием все начальное звено.
Как сказала заместитель начальника Кызылординского городского отдела госсанэпиднадзора Гульсара Абсаттарова, на контроле городского госсан- эпидназора находятся 54 средние школы, девять школ-интернатов. Во всех школах организовано одноразовое горячее питание. Отметим, что согласно санитарным нормам, первые блюда должны весить 200-250 граммов, гарнир ко вторым блюдам – не меньше двухсот граммов. Школьникам должны давать каши весом не менее двухсот граммов, в рационе должны быть соки, кефир, кисель, чай или какао. По утверждениям санитарных врачей, в большинстве школьных столовых придерживаются норм выхода горячих блюд. Правда, средняя их стоимость не превышает двухсот тенге – это, разумеется, маловато.
– В школах разрабатывается примерное двухнедельное комплексное меню, проверяется рациональность питания, – уверяет Г. Абсаттарова. – Дефицита в посуде и инвентаре школьные столовые не имеют, они обеспечены столовой посудой из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место согласно санитарным правилам. Практически все объекты питания технически оснащены, прошли капитальный ремонт.
Отметим, что примерное ежедневное меню школьных столовых должно быть разработано с учетом сезонности, количества основных пищевых веществ и калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам. Не допускается повторение одних и тех же блюд в один и тот же день или в последующие 2-3 дня. Все это так, но есть и другие цифры и факты.
Согласно приказу Министерства здравоохранения РК в школьных столовых запрещается реализовывать жевательные резинки, салаты с майонезом, кремовые изделия, чипсы, гамбургеры, газированные и энергетические напитки... Тем не менее, иногда в школьных столовых можно приобрести газировки, гамбургеры, сухарики…
За девять месяцев специалистами городского отдела санэпиднадзора проведено 45 проверок школьных столовых, взяты бактериологические смывы с посуды, столового инвентаря, с рук сотрудников столовых. На микробиологическое исследование взято двадцать образцов блюд. При этом несоответствий диетическим и гигиеническим нормам не обнаружено. Четыре случая из 220 смывов дали положительный результат на кишечную микрофлору. В результате проверки оштрафовали десять поваров. Среди самых часто встречающихся нарушений – несоблюдение правил мытья посуды и проведения генеральной уборки, правил маркировки ножей и разделочных досок…
– Не скрою, к нам иногда поступают жалобы от родителей на качество и сбалансированность питания в школьных столовых, – говорит директор департамента по защите прав детей Арман Каржаубаев. – Конечно же, мы обращаемся к санитарным органам, руководителям школ с просьбой проверить факты, принять соответствующие меры. Но ведь единичные проверки проблему полностью не решат.
Думается, что для решения проблемы горячего питания необходимо подумать над вопросом аренды школьных столовых. И в первую очередь организовать централизованный тендер, отобрать одну хорошо зарекомендовавшую себя компанию по организации горячего питания, чтобы было с кого спрашивать. Ведь большинство арендаторов работают ради личной выгоды, о сбалансированном питании речь часто не идет. Чтобы избежать этого, можно, к примеру, создать единый комбинат питания, где будут содержаться необходимые продукты проверенного качества, которые будут приобретаться по приемлемой цене. Комбинаты будут раздавать продукты по школам. Тогда можно будет разом решить и проблему стоимости блюд, их качества, разнообразия меню, сбалансированности школьного питания. Попутно будет снята проблема реализации неразрешенных и несертифицированных продуктов. На деле же получается так, что где-то арендаторы кормят детей на совесть, а где-то на школьных завтраках экономят. В отборе добросовестного арендатора должен быть заинтересован в первую очередь руководитель школы, если потребуется, он должен сам пробовать блюда, которые предлагают детям в его учебном заведении.
С вопросом, пробовали ли вы блюдо из своей столовой, обратилась к директорам школ.
– Пробовала, у нас детей кормят вкусно, каши варят на молоке, блюда диетические, готовятся на пару, в рационе присутствуют фрукты, соки, свежее молоко. Я всегда снимаю пробу со школьных завтраков, ведь я в ответе за здоровье детей, – говорит директор школы № 233 Альфия Мусаева. – У нас добросовестный арендатор, с ними мы работаем второй год, родители и дети довольны качеством и вкусом горячего питания. Школьный рацион согласован с санитарной службой, родители всегда могут ознакомиться с меню, секретов мы из этого не делаем.
Солидарна с ней и директор школы-гимназии № 3 Гульжан Айдарова:
– У нас вкусно готовят, блюда для школьного питания пробую всегда. Готовит блюда опытный шеф-повар, меню разнообразное и сбалансированное. К нам на обед часто захаживают сотрудники из близлежащих организаций. Слава богу, никто еще не жаловался на качество питания в нашей столовой.
Отметим, что существенной помощью в организации школьного питания являются дотации из фонда всеобуча, а также средства из городского и районного бюджетов. Хорошим примером для других может служить Сырдарьинский район, здесь для организации горячего питания изыскали дополнительные средства из местного бюджета, а также подключили бизнес-структуры. В результате в школах района помимо учащихся первых классов и детей из малообеспеченных семей горячим питанием обеспечены и второклашки. А что мешает другим районам перенять такой опыт? Ведь, в конце концов, за понятием «школьное питание» стоит самочувствие, настроение и здоровье детей.