ЕДИНСТВЕННАЯ ОПОРА
Искандер ТАЙМАНОВ,
доктор физико-математических наук, академик Российской Академии наук
Сейчас в дни, предстоящие конференции, посвященной А.Д. Тайманову, которая пройдет в стенах Кызылординского университета, где он и наша мама проработали с 1948-го по 1954 годы (отец приехал в Кзыл-Орду чуть раньше, в 1947-м), в связи с университетской темой прежде всего приходит на память то, как он последовательно воспитывал нас своих детей в духе приоритета образования и знаний над материальными ценностями.
Именно знания и образование, по его убеждению, могут быть единственной твердой опорой для человека в жизни. Его личный пример был более чем убедителен. Три раза он начинал с нуля с точки зрения материального благосостояния. Первый раз — в 1932 году, когда он, воспитанник детского дома в Сломихино, приехал в Уральск учиться в педагогическом институте. Второй раз — спустя лет шесть, когда он с одним чемоданом уехал в Москву учиться дальше. Третий раз — в 1945 году, когда он, ушедший в народное ополчение Москвы из общежития в июле 1941 года и встретивший победу в Вильнюсском госпитале, после фронта вернулся в Москву доучиваться в аспирантуре. Нам он приводил два последних примера: «У меня не было ничего, кроме знаний, и этого было достаточно, чтобы жить и развиваться дальше».
Такая точка зрения и тогда разделялась, и сейчас разделяется не всеми, но я был в ее духе воспитан, и в ее правоте с годами только еще больше убедился.
Вспоминается и высказывание Плутарха, которое отец часто цитировал, как наиболее точно передающее цели учителя: «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».
На память приходит многое, но поскольку этот краткий текст прежде всего обращен к студентам и преподавателям Кызылординского университета, я и остановился на двух моментах, которые говорят о том, как отец относился к жизненным ценностям и к своему основному занятию — образованию и распространению знаний (здесь вспоминается то, что, будучи бывшим детдомовцем, он регулярно выступал с популярными лекциями перед воспитанниками Барышевского детского дома под Новосибирском).