ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ДОЛЖНО СТОЯТЬ НА МЕСТЕ
Канат ЖОЛДАСОВ
В Астане под председательством Премьер-Министра РК Серика Ахметова состоялось селекторное совещание, на котором, в частности, обсуждены приоритетные направления в сфере образования и науки на 2014-2016 годы, проект плана законопроектных работ Правительства на 2014 год и перспективный план законопроектных работ Правительства на 2015-2016 годы.
Выступая с информацией, министр образования и науки РК Аслан Саринжипов начал с дошкольного образования. Здесь охват детей 3-6 лет составляет 70 процентов. Он подчеркнул, что эту работу необходимо продолжить, но сконцентрироваться на качестве программы, повышении квалификации воспитателей. Министерство ставит перед собой задачу в рамках программы «Балапан» к 2016 году охват детей дошкольным воспитанием довести до 80 процентов.
Для улучшения содержания и обучения детей планируется обновить 30 процентов программ дошкольного образования. Озвучена также информация о методике проведения ЕНТ. В тесты для оценки знаний школьников будут включены вопросы, требующие развернутых ответов, а также написания эссе. Кроме того, появится возможность пересдачи теста в течение года.
В планах министерства также вопросы реформы в вузах и средних специальных учебных заведениях. К примеру, в ближайшие три года будет разработано более 70 новых образовательных программ для более чем 80 колледжей. К 2016 году в рамках системы «Кәсіпқор» шестнадцать учебных заведений обеспечат подготовку более чем семи тысяч человек и еще более девяти тысяч человек — по заказу работодателей.
Что касается вузов, то МОН РК предлагает провести их разгосударствление. А. Саринжипов считает, что сегодня вузы продолжают работать на старых принципах плановой системы. Высшее образование предоставляется и регулируется МОН, то есть вузы работают как коммунальные предприятия, оказывают от имени государства госуслуги по минимальной цене. Сейчас национальные государственные вузы обучают по максимально низкой фиксированной цене. Министерство предлагает системное решение — разгосударствление вузов, предоставление им самостоятельности для усиления конкуренции среди вузов за ресурсы, а также конкуренции среди студентов в условиях рынка. По словам А. Саринжипова, предлагаемые меры должны повысить позиции Казахстана в глобальном индексе конкурентоспособности.
Подводя итоги, С. Ахметов обратил внимание на то, что в стране происходит отток молодых талантливых педагогов в другие отрасли. Туда, где создаются условия, где платят высокую заработную плату. Премьер подчеркнул, что без решения кадровых вопросов государственные меры по развитию образования будут малоэффективными. В целом Глава Кабмина выразил поддержку предложения Министерства образования и науки по дальнейшему развитию системы образования республики.
По второму вопросу с докладом выступил министр юстиции РК Берик Имашев.
Он сообщил, что по поручениям Главы государства в 2014 году будет разработано восемь законопроектов. Они коснутся деятельности ряда министерств, в том числе Министерства экономики и бюджетного планирования, Министерств юстиции, индустрии и новых технологий, труда и соцзащиты населения, иностранных дел, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, финансов и других.
По словам Б. Имашева, в законопроектах будут отражены вопросы перехода к «зеленой экономике», образования и науки, регулирования оборота драгоценных металлов, социальной сферы, международной помощи.