Абдрахман ЕНСЕГЕН
На этой неделе работники статистической службы Казахстана отметят свой профессиональный праздник. В нынешнем году государственная статистика Казахстана справит свое 93-летие. В преддверии этого события мы обратились к руководителю областного департамента статистики Бахыту Сапару с просьбой рассказать о роли статистической службы, ее истории, деятельности ведомства.
— Для начала хотелось бы обратиться к истории становления статистики Казахстана, которая своими корнями уходит в далекое прошлое. Имеются исторические подтверждения статистическим сведениям о первом Казахском государстве – Казахском Ханстве: в начале его образования (1459 год) в долинах рек Шу и Талас (на территории нынешней Жамбыл¬ской области) численность населения тогда составляла 200 тысяч человек, а к концу XV века достигла миллиона. Однако, зарождение на территории современного Казахстана регулярной и централизованной статистической деятельности относится ко второй половине XVIII века, то есть к периоду вхождения Казахстана в состав Российской империи. Например, первая всеобщая перепись населения Казахстана была проведена по состоянию на 9 февраля (28 января) 1897 года.
Первым официальным государственным статистическим органом, образованным на территории Казахстана, является Туркестанский губернский статкомитет (дата образования – 22 января 1868 года) и подведомственные ему статбюро в Сыр-Дарьинской и Семиреченской областях. Однако до 1920 года в Казахстане не было единого статистического органа, объединяющего указанные и другие местные статистические службы. С образованием (26 августа 1920 года) Казахской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР, Правительство Казахской АССР своим постановлением от 8 ноября 1920 года утвердило «Положение о государственной статистике в Казах¬ской АССР» и образовало Статистическое управление Казах¬ской АССР. Таким образом, датой образования единых централизованных статистических органов Казахстана принято считать 8 ноября 1920 года. Эта дата официально закреплена Указом Главы государства от 2012 года и теперь 8 ноября объявлен Днем статистики.
— Глобализация экономики оказывает все возрастающее влияние на официальную статистическую информацию. Увеличивается спрос на информацию со стороны местных органов управления, деловых кругов и общественности. Какие меры принимаются службой статистики, чтобы удовлетворить спрос на статистическую информацию?
— Действительно, с глобализацией экономики сейчас возрастает спрос на официальную статистическую информацию, что явилось следствием реформирования государственной статистики и принятия международных стандартов.
Напомню, что важнейшими стандартами являются Основополагающие принципы официальной статистики, принятые Статистической комиссией ООН, система международных статистических классификаций и другие.
Областной департамент статистики в целях удовлетворения пользователей в статистической информации постоянно совершенствует формы распространения статистической информации, стремится своевременно предоставлять широкому кругу пользователей разнообразную качественную и объективную информацию о социально-экономическом развитии Кызылординской области.
Агентство Республики Казахстан по статистике одним из первых среди статистических органов стран СНГ в 2011 году начало реализацию проекта по созданию и внедрению интегрированной информационной системы «Е-статистика». С его внедрением у респондентов появилась возможность сдачи статистических форм в электронном виде, в on-line режиме с применением цифровой подписи, без посещения статорганов. В рамках этой системы разработано программное обеспечение для ведения книг похозяйственного учета в электронном виде. Этот метод даст возможность акимам сельских округов осуществлять ведение книг похозяйственного учета в электронном виде и облегчит выполнение трудоемкой ручной работы при заполнении книг похозяйственного учета и формировании выходной информации.
Также в рамках проекта ИИС «Е-статистика» создана информационно-аналитическая система «Талдау» – это удобный инструмент работы со статистическими данными для любого пользователя, имеющего доступ к Интернету. В настоящее время реализация проекта «Е-статистика» вступила в завершающую фазу. Это трехлетний проект, и 2013 год является завершающим.
Кроме того, Агентство приступило к реализации проекта КАЗСТАТ на 2012-2016 годы совместно со Всемирным Банком по повышению потенциала национальной статистиче¬ской системы. В рамках проекта запланировано совершенствование методик практически по всем основным отраслям статистики. Твиннинг-партнером по реализации проекта является консорциум статистических служб Германии, Финляндии, Чехии, Южной Кореи, Словакии и России.
— Миссия Департамента заключается в содействии развитию конкурентоспособности Кызылординской области путем максимального удовлетворения потребностей пользователей в качественной статистической информации. Но, чтобы предоставить качественную информацию, согласитесь, нужно поставить на должный уровень в первую очередь качественную работу внутри самого ведомства.
— Совершенно верно. Как вы помните, Глава государства поставил задачу, чтобы во всех государственных органах были разработаны и внедрены отраслевые стандарты, международные стандарты качества ИСО, соблюдался принцип открытости работы госорганов и под¬отчетности их обществу. С прошлого года областной департамент статистики внедрил систему менеджмента качества и получил сертификат соответствия требованиям национального стандарта СТ РК ИСО 9001-2009 «Система менеджмента качества. Требования». Его цель — улучшение статистического производства и повышение удовлетворенности пользователей. Система менеджмента качества предназначена для оказания помощи предприятию в выпуске пригодной для потребления продукции. Главной его задачей является не контролировать каждый этап предоставления услуги, а создать условия, исключающие ошибки в работе, которые могли бы привести к появлению брака. Плохому качеству услуг или к несогласованному управлению процессами. В Департаменте определены и описаны основные процессы, влияющие на качество статистической деятельности и их взаимодействие, реализованы принципы всеобщего управления качеством. В том числе такие, как ориентация на пользователя, лидерство руководства и процессный подход.
— Одним из основных направлений деятельности Департамента является формирование и распространение статистических публикаций. Хотелось бы знать, каким образом, к примеру, вы предоставляете статистическую информацию?
— В целях удовлетворения пользователей в статистической информации Департаментом два раза в год проводится День открытых дверей. Мы постоянно совершенствуем формы распространения статистической информации, стремимся своевременно предоставлять их широкому кругу пользователей. Все публикации Департамента своевременно размещаются на сайте www.kyzylorda.stat.kz на казахском и русском языках.
Наиболее распространенными способами доведения информации до широкой общественности остаются Интернет и СМИ. К примеру, Интернет стал важным инструментом для облегчения доступа к статистической информации. Все больше простых граждан получают доступ к статистическим данным непосредственно на веб-сайтах статистических органов. Для респондентов постоянно обновляются выборки по формам 2 МП, 1ВТ, 1ИП торг, а также перечень зарегистрированных юридических лиц. Функционирует рубрика «Вопрос-ответ», где желающие могут получить ответы на интересующие вопросы. С начала года поступило более 90 вопросов. Это запросы статданных, ответы на которые были помещены в сжатые сроки.
Кроме прочего, Департамент использует метод «Одного окна», где нашими специалистами с начала года принято свыше ста тысяч первичных отчетов.
— Приближается профессиональный праздник работников статистической службы – День статистики. Есть ли какие пожелания коллегам?
— В преддверии этой даты в первую очередь хотелось бы подчеркнуть важность взаимодействия органов государственной статистики со всеми министерствами и ведомствами, местными органами исполнительной власти, учеными, респондентами и иными пользователями в деле развития и процветания официальной статистики. Только тесное сотрудничество позволит реализовать намеченные планы по созданию высококачественного информационного статистического ресурса, гарантируя объективность и качество в принятии решений.
Своим коллегам хочу пожелать крепкого здоровья, личного счастья, мира и благополучия!
— Спасибо за беседу.