• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕДАЧИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДРУГОМУ АРЕНДАТОРУ И ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ЭТОМ СПОРОВ

Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.
Кроме права частной собственности земельные участки могут быть предоставлены государством и во временное землепользование. Право землепользования является вещным правом. К праву землепользования применяются нормы о праве собственности, поскольку это не противоречит природе вещного права.
Действующий Земельный кодекс РК предусматривает возможность передачи права землепользования третьим лицам, что означает наделение третьего лица правом землепользования первичным  землепользователем.
Передача права землепользования производится на основе гражданско-правовых сделок, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Республики  Казахстан.
Данный способ передачи субъективных прав на землю относительно новый для казахстанского законодательства. В связи с этим хотелось бы остановиться на некоторых проблемах, которые могут возникнуть при применении норм ст. 33 Земельного кодекса РК.
Сдавать земельные участки в субаренду, за небольшим исключением, могут производить только лица, выкупившие право временного возмездного землепользования (аренды).
Также следует не забывать, что землепользователи не имеют права самостоятельно изменять целевое назначение земельного участка при передаче права землепользования третьим лицам. На практике часто встречаются случаи, когда землепользователь, сдавая земельный участок в субаренду, в договоре субаренды указывает цель использования земельного участка, отличающуюся от целевого назначения земельного участка, установленного местным исполнительным органом.
В данном случае необходимо учесть, что изменение целевого назначения земельного участка входит в компетенцию местных исполнительных органов, а использование земельного участка или его части не по целевому назначению влечет административное наказание и принудительное изъятие участка или его части в соответствии со ст. 93 Земельного кодекса РК.
Кроме того, Земельным кодексом РК предусмотрен запрет на совершение любых сделок землепользователями в отношении земельных участков, предоставленных им в аренду.
Так, не допускается совершение сделок землепользователями в отношении права землепользования на землях общего пользования; предоставленных для нужд обороны и национальной безопасности; лесного фонда; особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; служебного земельного надела; земельных участков, предоставленных на праве временного безвозмездного и временного краткосрочного возмездного землепользования (аренды); земельных участков, предоставленных на праве временного землепользования для ведения крестьянского или фермер- ского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства, за исключением передачи в залог, а также в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества, в оплату акций акционерного общества или в качестве взноса в производственный кооператив; водного фонда.
Так, указанные тонкости права землепользования и были использованы государством при регулировании рационального использования земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства.
Так, если ранее земельные участки для ИЖС предоставлялись в частную собственность, то 2011 году в Земельный кодекс РК были внесены изменения. Так, по новой редакции ЗК нельзя сразу стать собственником земельного участка, полученного от государства. Земельный кодекс РК дополнен положением о том, что предоставление земельных участков в частную собственность для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ, то есть приусадебный надел) и индивидуального жилищного строительства (ИЖС) производится только после их освоения. На период освоения предоставляется право временного возмездного землепользования (платной аренды).
Введение этой нормы позволило установить мониторинг за освоением земель, выделенных под индивидуальное жилищное строительство, и пресечь негативную практику со спекуляцией земельных участков, приобретенных у государства бесплатно.
А. Жайсанбаев,
руководитель отдела
правового обеспечения территориальной земельной инспекции по Кызылординской области.
№№ 165-166 от 9 ноября 2013 09 ноябрь 2013 г. 0 0