• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

НЕ ОППОНЕНТЫ, А ПАРТНЕРЫ

Наталья ЧЕРНЕЙ
НЕ  ОППОНЕНТЫ,  А  ПАРТНЕРЫНедостатки законодательства в сфере госконтроля и надзора, улучшение бизнес-климата, необоснованное вмешательство государственных структур в работу предприятий, преодоление административного барьера — это лишь часть проблем, которые сегодня волнуют кызылординских предпринимателей. О том, как развивается бизнес в нашей области, о мерах по его поддержке, о том, как решаются эти вопросы и другом корреспондент «КВ» беседует с региональным директором форума предпринимателей Кызылорды Ерланом Раимовым.
— Недавно при акиме области был создан совет предпринимателей. Для чего он нужен?       
— Сообщество предпринимателей — это, на мой взгляд, обязательная структура гражданского общества, которая должна состоять в тесной связи с властью. У нас рыночная экономика, которая предполагает, что активные граждане становятся предпринимателями, создают предприятия, работают и платят налоги, а уже из этих налогов складывается бюджет. До недавнего времени  экономическая реальность обязывала предпринимателя решать проблемы своего бизнеса в одиночку. Хозяева малых предприятий старались «не высовываться» и преодолевали трудности при помощи разного рода «крыш». Представители среднего и крупного бизнеса активно избирались во всевозможные структуры с той же целью  — чтобы с помощью статуса  решать бизнес-проблемы.  Наверное, именно это толкнуло бизнесменов в объятия друг другу — создать объединение предпринимателей для защиты общих интересов, которые стали чем-то вроде «предохранительной прослойки» между властью и бизнесом, затрудняющей непосредственное давление чиновников на предпринимателей и в то же время дающей возможность воздействовать на госполитику в области развития бизнеса.
Второй фактор создания таких сообществ то, что свое давление контролирующие инстанции оправдывают требованиями закона, а  изменить этот закон в одиночку предпринимателям точно не под силу. Когда же они объединяются, то шансы быть услышанными возрастают многократно. И взаимодействие помогает преодолевать информационный разрыв, который сущест-вует сегодня между властью и бизнесом. В этой ситуации общественные объединения выражают перед акиматом коллективную позицию своих членов и, в свою очередь, объясняют предпринимателям необходимость принятия тех или иных решений власти.
Здесь хотелось бы отметить позицию руководителя региона Крымбека Кушербаева, который сразу завязал с нами диалог, без которого не решить проблем, мешающих развитию бизнеса. Созданный общественный совет при акиме области поднимает вопросы, напрямую волнующие большинство  предпринимателей.
— С какими проблемами сегодня чаще всего сталкиваются предприниматели?
— На самом деле проблем у предпринимателей предостаточно. И решить их в одночасье не всегда возможно. В силу, как правило, объективных причин. Если обратиться к статистике, то число предприятий, занятых в сфере малого бизнеса, у нас не  растет, а падает. Согласно статистическим данным, по числу субъектов активного малого бизнеса область на последнем месте. Из 60 тысяч зарегистрированных предпринимателей активных чуть  больше 40 тысяч. И аким области понимает, что если не будет прочного делового контакта бизнеса и власти, то ни о каком развитии экономики не может идти речи. Поэтому он дал поручение создать рабочую группу по проблемам предпринимателей.
Безусловно, за короткий срок нельзя решить накопившиеся вопросы и проблемы, ведь они требуют кропотливого изучения и анализа, необходимо располагать нормативными документами, точными фактическими материалами и статистикой. Любые проблемы, считаю, надо сначала проанализировать. И эти сведения  послужат информационной основой для разработки эффективных программ поддержки малого предпринимательства. А что мы имеем? У нас нет даже реальных цифр, сколько предпринимателей заняты в той или иной сфере. Выход здесь один — управлению предпринимательства и туризма совместно со статуправлением хорошо бы создать рабочую группу и «перелопатить» все отчеты, чтобы создать реальную картину того,  сколько предпринимателей заняты, скажем, в строительстве, сколько в  сфере услуг и так далее. Потом провести анализ за последние, скажем, три года, в какой сфере бизнеса  у нас идет рост, а где наоборот.  И данные, которые будут собраны, позволят наряду с другими моментами оценить эффективность существующей  политики в отношении малого бизнеса.
Если говорить конкретно о наших проблемах, то это во-первых, практически полное отсутствие финансирования, если нет залога. Во-вторых, чрезвычайно громоздкая процедура получения лицензии, если вид деятельности лицензируется. Например, это касается строительной отрасли, в том числе и производства стройматериалов. В-третьих, чрезвычайно затратная и мало кому понятная структура сертификации. Еще одна проблема – полное отсутствие профессионалов, особенно в производственной сфере. Это касается как инженерно-технического персонала, так и простых работников.  Я был в Германии, Америке, где обратил внимание на то, что там при университетах, колледжах есть обучающие  курсы для строителей, официантов и других рабочих специальностей. А у нас? Колледж, который раз в три года выпускает несколько специалистов, поэтому стоит ли удивляться  тому, что на стройку мы приглашаем узбекских работников. Своих-то нет.
Большинство сограждан просто не знают, с чего и как начать свое дело. Этому еще нужно учить. А как этому учиться и кто это будет делать, когда у нас в том же городском управлении предпринимательства работают всего несколько человек, а в районах и вовсе по одному  или два специалиста?
На пути предпринимателя встают различные бюрократические преграды. Причем в ряде случаев эти преграды создаются искусственно. Прежде чем человек откроет свое дело, он должен пройти кучу разрешительных про-    цедур, разного рода комиссий. Начальный капитал тоже можно получить лишь при наличии ликвидного залога, иначе про деньги можно забыть. Причем еще большой вопрос, под какой процент его дадут. Например, предприниматель решил открыть магазин. У него есть для этого дом, который ему нужно перевести из жилого помещения в нежилое. И тут начинается беготня по кабинетам. Чтобы получить на это разрешение, приходится побегать по разным инстанциям, а, как известно, у каждой из них свои сроки исполнения, в результате получение одного разрешения затягивается на месяц. А если он  берет кредит,  банк сразу же  в первый месяц ставит ему выплату процентов. А человек еще и работать не начал, так как документы на открытие не готовы. И как ему быть? Он начинает работать незаконно. И тут же к нему приходят проверяющие, которые  прежде всего требуют разрешительные документы на открытие бизнеса. Хотя по закону у нас ИП не должны проверять первые три года, были бы у него все документы, он бы мог пожаловаться на проверяющие органы, но он работает незаконно и поэтому старается «разводить» проблему.  И таких примеров, когда малый и средний бизнес вынужден работать в тени, достаточно. А все потому, что сегодня реальный бизнес испытывает огромные сложности. И тут очень кстати пришелся упомянутый совет при акиме области, который и будет думать, как облегчить предпринимателям жизнь, чтобы они лучше работали, больше зарабатывали денег и приносили пользу не только себе, но и государству.
Вопрос неправомерных проверок тоже надо решать жестко. Я являюсь членом совета при областной прокуратуре, которая выявила  десятки незаконных проверок предпринимателей, а наказаны за это лишь единицы. Почему? Надо всех наказывать, чтоб другим неповадно было.
Вечные проблемы с монополистами. Из своей практики приведу пример. За канализацию мое предприятие в месяц платит 60 тысяч тенге. А за что мы платим эти деньги, когда в случае аварии вызываем специалистов и платим им за работу, хотя обслуживать они должны бесплатно, мы ведь их услуги оплачиваем ежемесячно.
То же самое и с электричеством. Приходят инспекторы, которые при себе не имеют ни удостоверения, ни других документов, отключают свет без предупреждения, даже если у тебя  нет задолженности. Потом выясняется, что у них там компьютер «мудрит».
Словом, проблем у нас много и их мы стараемся решать. Например, удалось доказать неправомерность действий электроснабжающих организаций, которые заставляли предпринимателей устанавливать счетчики на подстанциях, где любой мог сорвать пломбу, а штраф за это в полтора миллиона выставляли бизнесмену.
И сегодня можно высказать свое удовлетворение тем, что нами получен ответ, теперь счетчики предприниматели ставят у себя на предприятиях.
Мы сейчас формируем реестр региональных проблем бизнеса и намерены выходить на комиссии по вопросам предпринимательства, предлагая свои пути их решения. Наша задача – не выступать в качестве оппонента госорганов, а достойно вести диалог ради общего дела. Думаю, что  немаловажную роль  в решение проблем бизнеса будет играть Национальная палата предпринимателей.
— Сейчас много говорят о создании этой палаты предпринимателей. Что вы думаете на этот счет?
— Однозначно решение нужное. Мы видим: предприятию в одиночку достучаться до депутатов, министерств, акиматов практически невозможно. Нужен очень сильный лоббист. Вопрос в другом: палата не должна стать очередной бюрократией, надстройкой, которая, откровенно говоря, будет от имени бизнеса рубить свои интересы. Нужно, чтобы она была прозрачной, понятной и не страдала общей чиновничьей болезнью, когда люди не могут к ним пробиться.
Изначально при возникновении идеи создания Национальной палаты предпринимателей поднимались вопросы о том, не превратится ли палата в какой-то административный институт или отдел Правительства. Был такой риск, тем более что в прошлом у нас был еще и опыт. К примеру, в 1995 и  1998 годах создавались некоторые агентства, которые в дальнейшем поглощались Правительством и превращались в какие-то полугосударственные институты по поддержке предпринимательства, которые де-факто оказались неэффективными.
Здесь нужно отличать грань между участием государства в создании «бизнес-палаты» и дальнейшим регулированием ее работы. Конечная цель палаты стоит в том, что она сможет наравне с государственными органами регулировать определенные проблемы но при этом не зависеть от государства. Этот институт предпринимательства будет способствовать разрешению всех проблем, как глобального, так и регионального характера и поможет предпринимателям, входящим в состав этой палаты, отстаивать интересы, добиваться решения проблем, с которыми они сталкиваются, и самое главное, создаст гарантии, что все вопросы будут решаться, так как предприниматель сам будет участником этой палаты. Соответственно, каждый предприниматель, несмотря на то, что  может находиться в отдаленном регионе или селе, сможет напрямую, пусть даже дистанционно, или же методом прямого участия иметь свой голос, иметь свой вес, излагать свои проблемы на определенном этаже государственной власти.  Это будет совсем другая платформа, и ожидается, что многие бюрократические барьеры будут наконец преодолены.
Сейчас пришло время, чтобы объединиться в один сильный кулак, доносить и отстаивать свое мнение уже на уровне Правительства, на стадии подготовки различных законов  или изменений к ним. Думаю, это будет сильная организация,  на равных ведущая диалог с «государственной машиной».
№№ 165-166 от 9 ноября 2013 09 ноябрь 2013 г. 0 0