ЕСТЬ СТИМУЛ ПОТРУДИТЬСЯ
Одно из центральных ведомств, оказавшихся в эпицентре недавней критики Главы государства за недостатки, допущенные в работе, – Министерство индустрии и новых технологий, координирующее общие действия по реализации программы ФИИР.
В связи с этим на специальном брифинге в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК заместитель Премьер-Министра – министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев проинформировал журналистов о том, какие меры принимаются для выправления ситуации в сфере реализации индустриальных проектов.
По словам А. Исекешева, в число «проблемных» проектов ГП ФИИР, как правило, относят объекты, вошедшие в Карту индустриализации в качестве «первых ласточек». Это заявленные ранее проекты по производству планшетников в Актау, самолетов – в Караганде и некоторые другие. Также было отмечено, что осуществление первого этапа программы индустриализации, стартовавшего в 2010 году, усложнялось не только посткризисным замедлением инвестиций и общим спадом деловой активности в мире, но и тем, что наряду с подбором и осуществлением проектов Правительству и ведомству приходилось формировать правовую и институциональную основу реализации. В частности, в этот период были разработаны и приняты многие отраслевые программы развития, внесены поправки в более чем 50 правовых актов страны, приняты 3 новых закона, а также выстроена система мер господдержки бизнеса, инвестиций, экспорта и других приоритетов экономики.
В 2011 году в связи с поручением Главы государства состоялась «перезагрузка» программы с переносом акцентов реализации ФИИР непосредственно в регионы. В рамках данной работы были изменены критерии отбора проектов, в которых предпочтение отдавалось инновационной стороне дела, высокой добавленной стоимости, уровням переделов и наукоемкости в целом. Большинство этих проектов сегодня работают.
Общее число «проблемных» объектов до недавнего времени составляло 35. Из них 21 предприятие все же удалось вовлечь в общий производственный ритм экономики, поскольку трудности этих проектов были связаны с перенастройкой оборудования, отсутствием финансирования для текущей деятельности и другими проблемами организационного характера. По 13 другим простаивающим проектам ведомство также предполагает провести работу с региональными органами, чтобы совместными усилиями обеспечить запуск каждого индустриального производства.
В целом с 2010 года в эксплуатацию было введено порядка 563 проектов. Причем реализация более 90% из них осуществлялась за счет частных инвестиций. Новые предприятия произвели продукцию на сумму более 2,1 трлн. тенге. В сущности, это столько же, сколько было потрачено средств на их реализацию.
Вклад проектов Карты индустриализации в приросте ВВП в первом полугодии 2013 года оценивается в пределах 0,51% от совокупного объема роста экономики – 5,1%. Между тем в 2010 году этот показатель составлял 0,5% от 7,3% роста ВВП, в 2011 году – 1,7% от 7,5% роста, в 2012 году – 1,3% от 5% роста экономики страны.
На сегодня из 563 введенных в эксплуатацию проектов 446, или 79%, постепенно встраиваются в общее русло производственного процесса.
В числе 13 «зависших» проектов оказались два объекта Актюбинской области – мини-завод по производству сварочных электродов ТОО «Электрод и К-Актобе», а также производство химических реагентов ТОО «СКРП-Аманат». Другой проект относится к Алматинской области – строительство фармацевтического завода «ЭЛЕАС» ТОО «ПФК «ЭЛЕАС», к ВКО – три проекта – комбинат по производству кожевенно-меховой продукции ТОО «СКМК», завод по производству тормозных колодок для передвижного ж/д состава ТОО (КХ) «Игеру», завод по утилизации и переработке изношенных транспортных шин в резиновую крошку. В Жамбылской области трудности связаны с вводом в строй цементного завода АО «ACIG», в ЗКО – с Аксайским индустриальным парком ТОО «Аксайский».
Далее отмечалось, что в большинстве слу¬чаев неудачи в реализации проектов связаны с ошибками и просчетами самих предпринимателей. Следует также отметить, что многие проблемы индустриальной специфики носят временный характер.