• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КОСИТЬ ХОРОШО СЕНО. НО ПЛОХО «КОСИТЬ» ОТ АРМИИ

Жанибек ИСАЕВ
Воинская служба — это конституционная обязанность каждого гражданина Республики Казахстан, священный долг перед Отечеством. Но тем не менее, по информации областного департамента по делам обороны, в области  сегодня от службы в рядах Вооруженных сил уклоняются тысяча двести шестнадцать человек.  
В области на воинском учете состоят почти 55 тысяч молодых людей, из них свыше 32 тысяч подлежат призыву на службу в армии.
Этой осенью повестки для прохождения медицинского освидетельствования военкоматы направили 4385 военнообязанным, из них на призывные пункты прибыли лишь 3169, что составляет 72 процента.  Низкий процент явки в военкоматы наблюдается в Жалагашском, Кармакшинском, Казалинском и Аральском районах, где в общей сложности армии избегают 876 юношей.
Между тем начальник отдела призыва областного департамента по делам обороны майор Мурат Айдаров утверждает, что с каждым годом молодых людей, не желающих служить в армии, у нас становится меньше. Одна из основных причин нежелания идти в армию, по мнению офицера, — недостаточное  военно-патриотическое воспитание ребят.
А какая ответственность предусмотрена для граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности? На сей счет в Кодексе РК об административных правонарушениях четко сказано, что за уклонение от призыва на воинскую службу при отсутствии  законных на то оснований гражданам грозит штраф в размере от двухсот до одной тысячи МРП или в размере заработной платы за период от двух до десяти месяцев, либо арест на срок от 3-х до шести месяцев, или же лишение свободы до двух лет. До пяти лет можно попасть за решетку, если человек умышленно причинил вред своему здоровью, симулировал болезнь, занимался подлогом документов или иным обманом. Но если до передачи дела в суд человек добровольно явится на призывной пункт, то он от уголовной ответственности освобождается. 
Как видим, рычаги воздействия на «уклонистов» законодательно предусмотрены  довольно жесткие. Не знаю, как в других обла¬стях, но на практике у нас они почему-то не применяются. 
— Чтобы привлечь уклоняющихся от армии граждан к ответственности, их сначала надо отыскать, а это непросто, —  сетует М.Айдаров. – Многие сменили прописку, не снявшись с воинского учета, переехали в другие города, и так далее.
Механизм розыска таких людей среди уполномоченных структур, похоже, не отработан. По словам собеседника, в составе призывных  комиссий обязательно есть представители органов внутренних дел, которые на местах могли бы, зафиксировав неявку призывников, принимать соответствующие меры. Но в районных ОВД с этим мнением не согласны. Начальники Аральского и Казалинского РОВД  Даулет Беркин-баев и Алмас Бегалиев, например, считают, что розыск уклоняющихся от армии граждан в их функции не входит. Они, мол, не преступники, поэтому применение против них каких-либо принудительных мер без соответствующих санкций было бы противозаконно. Да, назвать человека преступником может только суд. Но тот, кто уклонился от призыва в армию, как минимум является нарушителем закона со всеми вытекающими отсюда последствиями. 
С другой стороны, считать, что трудности с набором призывников у нас обусловлены только нежеланием юношей служить в армии, не совсем правильно. По словам начальника отдела призыва областного департамента, с начала нынешнего осеннего призыва, начавшегося 3 октября, служить в армию отправились 168 кызылординцев. Всего же осенью в ряды Вооруженных сил из нашей области планируется призвать 472 человека. Желающих же служить больше, но только далеко не все проходят врачебную медицинскую комиссию. Из 722 человек, прибывших на пункты сбора этой осенью, только 618 смогли пройти первичное медицинское освидетельствование, восемь — признаны негодными к воинской службе. Но это только начало. Число «забракованных» юношей к окончанию призывной кампании наверняка увеличится в разы. Например, нынешней весной из 1542 человек временную отсрочку по болезни получили 109, а 392 были признаны негодными к службе. У призывников чаще всего выявляют почечные заболевания, гипертонию, сердечную недостаточность.  
Одна из главных причин низкого процента  прохождения медкомиссии, по мнению офицера, — это слабая оснащенность приборами и медикаментами,  необходимыми для медосвидетельствования, сельских призывных пунктов,  нехватка специалистов. В Аральском, Казалинском, Кармакшинском районах, например, призывных пунктов вовсе нет. Ребята здесь проходят медосвидетельствование в неприспособленных для этого помещениях. Потому нередко у многих сельских ребят, успешно прошедших у себя медкомиссию, при контрольном осмотре областной врачебной  комиссией выявляются болезни. Приходится отправлять ребят на дообследование, комиссовать.  
В целом же, как отметил Мурат Айдаров, кызылординские  парни, как правило, на хорошем счету в воинских подразделениях. Немало «срочников» получают награды, благодарственные письма. Не так давно, например, из воин¬ской части 28237, базирующейся в Алматинской области, пришла телеграмма о том, что шестеро солдат-срочников из нашей области поощрены нагрудными знаками за хорошую службу. Это Ерсинбек Шокбаров, Алмас Кетибаев из Кармакшинского района, казалинец Айдар Калиев, кызылординцы Дайрабек Суинбаев, Ерлан Мейрамбекулы и Акжол Амангельдин. 
Во времена моей юности служба в армии считалась престижным делом и почетным долгом. Не служившим в армии ребятам рассчитывать на успешную карьеру было трудно. Наша газета как-то рассказывала о том, кто из руководящего состава государственных органов, депутатов Парламента, известных предпринимателей региона служил в армии, в каких родах войск.
Как человек, посвятивший воинской службе около девяти лет, знаю не понаслышке о том, какие в последнее время для призывников есть поблажки. Срок службы сейчас – один год, ребятам разрешили пользоваться мобильными телефонами, ввели послеобеденный сон и т.д. По уверению моего собеседника, в воинских подразделениях Казахстана «дедовщины» сейчас практиче¬ски нет. Казалось бы, служи и радуйся, но на деле это далеко не так. Думается, в учебных заведе¬ниях необходимо активизировать военно-патриотическую работу, усилить деятельность в этом направлении молодежного крыла «Жас Отан», молодежных организаций. Не лишне возродить и военно-патриотические клубы, регулярно проводить экскурсии в воинские части. Да мало ли форм и путей формирования у юношей позитивного отношения к армии, к воинской службе? Было бы, как говорится, желание у организаторов.
P.S. В этой корреспонденции мы хотели опубликовать список молодых людей из вышеупомянутых районов, которые уклоняются от призыва без уважительных причин.  Но в областном департаменте по делам обороны сообщили, что готового списка нет, и нужно определенное время, чтобы его составить.  

№ 176 от 28 ноября 28 ноябрь 2013 г. 0 0