Владимир ВОРОБЬЁВ
Исследователи книжного рынка в Казахстане отмечают, что более трети граждан республики не читают и не покупают книги.
При этом отмечается, что еще лет двадцать-тридцать назад быть читающим человеком было престижно. В каждом доме обязательно имелась собственная библиотека. Сегодня ситуация иная. Научно-технический прогресс обрадовал всех, а всеобщая компьютеризация в разы облегчила наш труд. Компьютеры заменили тетрадь и книги. Теперь человек черпает всю информацию с Интернета, а библиотеки с каждым годом принимают все меньше желающих читать бумажные варианты книг, одновременно сокращается количество покупателей литературы в магазинах.
Тенденцию сокращения интереса к чтению хорошо ощущает на себе коллектив магазина «Меломан», который находится в торгово-развлекательном центре «Жибек жолы». Не все кызылординцы знают об этом магазине и поэтому, когда впервые попадают сюда, бывают очень удивлены обилием разнообразной литературы. Без преувеличения можно сказать, что одного часа для того, чтобы осмотреть все отделы, не хватит. Здесь имеется литература на любой вкус и тему: история и психология, живопись и музыка, детективы и женские лирические романы, детская познавательная и учебная литература…
— Наш центральный магазин «Меломан» находится в Алматы, — говорит региональный директор Юлдаш Мадаминов. – Филиалы находятся во всех регионах Казахстана. Ровно год назад в середине декабря открылся подобный филиал и в Кызылорде. В нашем магазине несколько отделов: книжный, мультимедия, канцелярские товары, детский творческий, игрушки и товары для мам. О каждом отделе можно говорить много интересного, но так как тема нашего разговора – литература, остановлюсь на книжном. Общее количество названий книг, имеющихся у нас, — девять тысяч на казахском и русском языках. Стараемся привезти сюда весь ассортимент, который есть в центральном магазине в Алматы. Администратор Жана Мейрамбеккызы, опытные продавцы Асем Саматова, Наталья Ким и их коллеги всегда охотно помогут найти то, что интересует клиента. Если же человек не смог найти на полке нужную книгу, мы можем заказать и привезти её в течение двух недель.
По словам Ю. Мадаминова, в день книжные отделы посещает несколько десятков человек, а пятнадцать-двадцать из них что-нибудь покупают. И всё же, несмотря на обилие прекрасной литературы и отличное обслуживание, покупается маловато. Возможности такого крупного магазина на порядок выше. Конечно, сказывается то, что магазин работает всего год и не все о нём знают. Но может быть, есть ещё какие-либо причины, мешающие людям приобретать литературу? Например, высокие цены, которые отпугивают?
— Я бы не сказал, что цены сильно влияют на желание людей приобрести нужную книгу, — возражает Ю. Мадаминов. – Большинство изданий не очень дорогие. Например, те же самые детективы или романы, их стоимость примерно тысяча тенге за экземпляр, а в мягком переплёте – пятьсот. Большинство книг имеет вполне приемлемую цену. Да, есть подарочные наборы по цене от пяти до восемнадцати тысяч тенге, но их не очень много. Диапазон цен на детские книги очень большой: от ста тенге до полутора тысяч. Дороже лишь большие иллюстрированные издания, в основном, энциклопедиче¬ского направления. Но их тоже не так много. В принципе, семьи со средним достатком могут себе позволить раз в месяц купить для себя или ребёнка одну книжку. Так что цена не главный фактор.
По мнению Ю. Мадаминова, есть другая причина, которая более серьёзно мешает распространению печатной продукции, — книгу проще прочитать в Интернете. Люди предпочитают находить интересующую их литературу в Интернете. Считается, что этим больше занимается молодёжь. В какой-то мере это так. Правда в последние годы молодёжь стала больше интересоваться печатными книгами, увлекаться деловой литературой.
В магазин приходят студенты, покупают «книги про бизнес». Например, часто берут произведения Роберта Киасаки, Стива Джобса и других авторитетных учёных, деловых людей…
Молодые читатели нередко просят найти книги в красивых обложках, хорошо изданные. Для них эти томики – не только источники информации, но и произведения искусства, которые можно поместить в личную библиотечку и всегда иметь под рукой.
И всё же процент молодых покупателей относительно невелик. Современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Все чаще на это жалуются родители и учителя. Конечно, некоторые считают, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и необходимо. Дескать, с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими способами, а время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с книгой в руках. Но такая точка зрения ошибочна.
Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные и культурные принципы, моральные устои, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Именно книга представляет собой объект эстетического наслаждения, превращает неизбежные в жизни часы скуки и безделья в увлекательную возможность перенестись в другие миры, в другие времена.
В чем же причина того, что наши дети и внуки лишают себя этого удовольствия? Почему о существовании «Трех мушкетеров», «Шерлока Холмса» или «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» они узнают по фильмам? Одна из главнейших причин – семейная.
…Возле стеллажа «Детская познавательная литература» я увидел женщину, которая держала в руках детский энциклопедический справочник. Она пожаловалась на то, что её одиннадцатилетний Асылбек не любит читать: «За книгу не усадишь! Только если поругаю, пару страниц прочитает кое-как», – говорит она. — Вот, беру энциклопедию, но не знаю, будет ли Асылбек её читать.
А на мой вопрос о том, часто ли сын видит родителей с книгой в руках, отвечает: «Ну, мне-то когда читать? Я работаю, дома стирка, обед надо приготовить, уроки у него проверить...Отцу тоже некогда, он поздно возвращается домой после работы…»
Таким родителям хочется сказать, что при отсутствии примера, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок не возьмёт книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и в его жизнь они войдут. И если вечером, обычно перед сном, мама присядет на полчаса с книжкой в руках, сын или дочка постепенно тоже привыкнут проводить время с книгой. Обсуждая с ребенком его дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе. Обращаясь к книжным примерам, мы стимулируем процесс чтения. Ребенок привыкает искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут.
Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое. Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно оформленные фолианты, полные собрания сочинений – большая редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.
К сожалению, в наше время почти исчезла традиция семейного вечернего чтения. Наверное, есть и объективные причины, объясняющие это явление. Но все же главный фактор, как всегда, – человеческий. Когда-то мы приучали своих малышей пользоваться ложкой, мыть руки. И находили для этого и время, и силы, и терпение. Приучать ребенка к книге тоже следует с малолетства. Яркая красивая книжка должна занимать самое почетное место среди его игрушек. А часы, проведенные за чтением с мамой или бабушкой, – самыми счастливыми часами детства.
В детском отделе я познакомился ещё с одной женщиной, которая выбирала для своих внуков книжки. Сейчас Лидия Александровна пенсионерка. Много лет проработала на железной дороге. У неё несколько внуков. По словам моей собеседницы, хотя она часто покупает книжки, внуки читают мало. Даже прекрасно изданные книги сказок не хотят брать в руки. Порой приходится упрашивать, но не всегда это удаётся. Секрет простой: сами молодые мамы и папы не читают. Всей семьёй в основном проводят время возле телевизора или компьютера.
А ведь даже у самого маленького ребенка книга должна ассоциироваться с самыми приятными вещами – мамиными руками, её теплом, улыбкой. Если малыш почувствует, что книга – это удовольствие, то, повзрослев, он сам потянется к ней. Чем больше читает ваш ребенок, тем лучше он будет ориентироваться в жизни и разбираться в людях. Приобщая его к книге, вы тем самым помогаете ему быть успешным в жизни.
Покидал я магазин «Меломан» с двойственным чувством. С одной стороны, меня приятно удивило появление в Кызылорде большого магазина, в котором изобилие хороших книг, с другой – появилось желание, чтобы как можно больше горожан пришло сюда и увидело это прекрасное изобилие. Книги предлагают нам дружбу, осталось за малым – принять её.