СКУПКА МЕТАЛЛА ПО-ЧЕРНОМУ
Тему для этого материала подсказала жизнь. У соседа по даче украли со двора железные трубы. Как выяснилось позже, украли бомжи и сдали в пункт приема металла. Я решила пройтись по таким пунктам и посмотреть, как они работают.
В качестве сопровождающего взяла одного знакомого, которого попросила принять образ потрепанного жизнью мужчины. Трико и потертая куртка с капюшоном сделали свое дело. Он собрал у знакомых у кого сколько было меди, которую мы взвесили в магазине на электронных весах, получилось 4 килограмма 700 граммов. С этим добром и отправились по пунктам приема.
Пункт приема в Арае нашли случайно. Двое мужчин такого же вида, как и у моего знакомого-экспериментатора, на детских санках везли ржавый металлолом. Пути с «собратьями» по несчастью пересеклись на обочине дороги.
– Есть закурить, братан? – начал вживаться в роль знакомый.
— Пока нет, сейчас сдам металл, и будет, – ответил один из мужчин.
— А где здесь принимают металл?
— Пойдем с нами, покажем. А ты че несешь сдавать?
— Медь.
— Ух ты! Сколько?
— Почти пять килограммов.
— Ого! Это же на шесть штук потянет, — быстро прикинул в уме мужичок. — У нас там труб еще до фига. Как сдашь свою медь, подходи к нам, возьмем в долю. Мы тебя будем ждать на конечке (имелась ввиду конечная остановка маршрута № 13). Идет?
— Хорошо, — согласился знакомый.
Так за разговором доехали до детского лагеря «Арай», недалеко от которого по характерным признакам (открытые ворота, горы металлолома, весы посреди двора) нашли пункт приема металла.
Мужички быстро сдали свое добро, видно, здесь они постоянные клиенты. Дошла очередь до моего знакомого.
— Мужики, почем медь возьмете? — нарочито заплетающимся языком поинтересовался у приемщиков.
— У тебя по 700 тенге, — окинув взглядом посетителя, ответил парнишка на вид лет восемнадцати.
Приемщик тщательно обследовал пакет на наличие мусора, посторонних предметов. Весы показали три килограмма.
— Должно быть четыре семьсот, я в магазине проверял. У тебя весы неправильные, — заканючил мой экспериментатор.
— Как неправильные? Вот, смотри! — стал возмущаться приемщик и для пущей убедительности поставил на весы якобы двухкилограммовую гирю. — Видишь, показывает ровно два килограмма. Что еще надо?
— Да у тебя все подстроено. Я точно знаю, сколько у меня металла, — не сдавался экспериментатор и забрал пакет, намереваясь покинуть контору.
— Эй, братан, подожди, — попытался остановить клиента приемщик. — Давай договоримся…
Но сделка не состоялась, и мы поехали дальше.
Приемные пункты металла в Кызылорде найти не так-то просто. В тех, где мы побывали по наводке знатоков, напрочь отсутствовали какие-либо вывески. Судя по всему, точки скупки вторсырья предпочитают себя не афишировать. Наверное, потому что работают нелегально?
По улице Коркыта-ата нашли три пункта. В двух медь принимают по 600 тенге за кило, в третьем тариф за бомжеватость клиенту не стали снижать, сказали, что возьмут по 800.
Пакет, в котором лежала наша медь, приемщик взвешивал кантором. Стрелка прибора остановилась на делении в 4 килограмма, естественно, сделка и здесь не состоялась.
В залинейной части города пункты приема найти проще. Достаточно спросить у прохожих.
Кстати, здесь помимо пунктов приема металла есть и так называемые в народе «разборы». Это места, где можно купить любые б/у запчасти для легковых автомашин. В частных дворах огромное количество б/у автомашин любой марки и года выпуска. По словам работника, эти машины привозят из Прибалтики на запчасти, однако где гарантия, что сюда не поступают и угнанные машины?
Но вернемся к пунктам приема металла. По улице Рыскулова во дворе в вагончике шел турнир по нардам.
— Я тут медь поднасобирал, — сказал в форточку экспериментатор. — Почем возьмешь?
— По 850 тенге.
Приемщик нехотя оторвался от игры и стал рыться в пакете.
— Такой металл не пойдет.
— Почему?
— Внутри телефонных проводов имеется стальная прожилка, — объяснил парнишка.
— Посмотри… Я без усилий рву медную проволоку. Если бы там была стальная прожилка, порвать не удалось бы, — стал спорить клиент.
— Ты еще будешь меня учить? Я лучше знаю, что брать, а что не брать. Провода отбрасывай, остальное клади на весы. А не хочешь — отваливай.
После недолгих препирательств пришлось согласиться. Поколдовав над весами, приемщик определил, что меди всего на два килограмма.
Тут в разговор вмешалась я. Представилась, попросила приемщика показать разрешительные документы на занятие этой деятельностью. В ответ он сказал, что никаких документов у него нет, но есть хорошая «крыша» – брат, который работает ... в общем, где надо.
Словом, пища для размышлений проверяющим и контролирующим органам есть. А какие делать выводы, решать им.