• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ГОСТЬ В ДОМЕ — К СЧАСТЬЮ

Ботагоз АЖАРБАЕВА
ГОСТЬ  В  ДОМЕ — К  СЧАСТЬЮГостеприимство с древних времен считается одной из главнейших   отличительных черт казахского народа. Дорогого гостя радушно встречали, усаживали на самое почетное место, угощали лучшим, что было в доме. Эта традиция жива по сей день.
Помню, в детстве, приезжая на летние каникулы  в аул, я всегда старалась заглянуть в заветный бабушкин сундук. Она здесь хранила сладости — конфеты, нават, орехи, курт и много другой вкуснятины. Я всегда удивлялась, почему взрослые изредка ставили все это на стол. Только позднее,  повзрослев, поняла, что эти лакомства были предназначены для гостей. Сельчане хоть и жили тогда небогато, да и с продуктами был  дефицит, но гостям отдавали последнее — всегда накрывался щедрый дастархан.
 Эту традицию переняли  и мы. И так из поколения в поколение. И сегодня мои дети, как только порог нашего дома переступают гости, сразу спешат на кухню готовить чай, кто-то бежит в близлежащий магазин за сладостями. Мясо для бешбармака для гостей всегда лежит в холодильнике.
Первостепенной обязанностью хозяина или хозяйки считалось радушно встретить и накормить гостя. Казахская кухня всегда славилась разнообразием вкуснейших мясных блюд и деликатесов. В древности, в первую очередь, пока готовилось основное блюдо —бешбармак — гостю подавали кумыс, шубат, айран. Затем — чай с молоком,      баурсаками, иримшиком, куртом… Закуски из конины или баранины — казы, шужук, жал, жая, карта и т.д.   Эти мясные продукты всегда имелись в запасниках хорошей хозяйки. На столе           обязательно были лепешки из пшеничной муки. Потом  подавалось основное  блюдо казахов — бешбармак, ко¬торое и по сей день явля¬- ется украшением любого  дастархана.
У казахов существует целый обряд правильной разделки мяса при подаче на стол. Отварное мясо подавалось большими кусками, нарезалось хозяином дома, который угощал каждого гостя лакомыми кусочками: тазовые кости и голень — почетным старикам, грудинку — зятю,  и т.д. Самому почетному гостю преподносили приготовленную особым способом  голову барана. Гость должен был разделить ее между присутствующими, соблюдая определенный ритуал, в котором отражался древний обычай уважительного отношения к другим гостям, старикам, детям и родственникам. Считалось большим позором для хозяина не напоить гостя чаем и не накормить тем, чем богат. Также было высшей бестактно¬стью показать гостю свое плохое настроение.
Не раз в детстве нам с мамой приходилось немедленно прекращать уборку в доме, когда вдруг неожиданно приходили гости.
— Если продолжишь свою стирку и уборку в доме, гости подумают, что мы  не рады, это неуважение к ним, — объясняла мама.
Это правило я усвоила на всю жизнь.
Закон гостеприимства — нельзя ничего жалеть для гостя. Путник с дальней дороги, прибывший в аул с добрыми намерениями, мог постучаться в любой дом и остаться там на ночлег.  Такого путника называли «кудай конак» — «божий гость». Его ни о чем не спрашивали, по возможности резали живность. Только после того, как он отдохнет и поест, его  можно было расспрашивать.
Мой дедушка всегда говорил, что гости приносят в дом счастье, достаток и богатство. Поэтому нужно  стремиться, чтобы гость ушел из дома в хорошем расположении духа, обязательно дать гостинцев в дорогу — саркыт. А если в гости приходил ребенок, он не должен уйти с пустыми руками — малышам дарили подарки или угощали чем-нибудь вкусненьким. Считалось, если ребенок уйдет из гостей  расстроенный — заберет с собой счастье из дома. Не зря у казахов говорят: «Даже 9-летнего ребенка, прибывшего издалека, спешит приветствовать 90-летний старец».
Обычаев и традиций, связанных с гостеприимством, у казахов очень много.  К примеру, во время свадьбы или сватовства  виновников торжества или новых сватов осыпают конфетами или деньгами — шашу. Есть примета, что сладости, подобранные во время шашу, приносят удачу.
Самому уважаемому и дорогому  гостю, акыну или батыру дарили коня или накидывали на плечи чапан. Это самое высокое почтение, которое живет и в наши дни.
Гостеприимно встречают новоселов  соседи, которые приглашают  к себе в гости пока еще незнакомых людей. Чтобы те привыкли к новой среде, быстрее освоились, для них устраивался праздник «ерулик». Эта традиция имеет как социальную, так и общественную значимость. У новоселов, в частности на селе, первое время не бывает дров или воды, и тогда на выручку приходят соседи.
Обычно в период   торжества устраивался «той дастархан», во время которого для гостей устраивались спортивные соревнования, музыкальные и песенные состязания.
Издревле сохранился обычай, когда прибывшего издалека гостя, несмотря на то, что он приехал к одному родственнику,  поочередно приглашают к себе другие  родственники и близкие. Гость может жить у каждого из них по несколько дней. Часто многие из приезжих в силу ограниченности времени забегают в гости «на минутку». И тогда, чтобы не обидеть хозяев дома, он должен отщипнуть и съесть хотя бы кусочек хлеба. И по сей день эта  традиция жива. Зайдешь на пару минут к соседу, обязательно нужно отведать что-нибудь со стола. Отказаться нельзя — это будет неува¬жением к домашнему дастархану.
Вообще, традиция ходить в гости и принимать гостей закладывается в сознании казахов с рождения. Впервые в жизни своих первых гостей принимает ребенок, когда ему исполнится 40 дней — во время проведения обычая «кыркынан шыгару». А затем младенец с матерью должен побывать в гостях в 40 домах. Укрепившаяся за долгие годы традиция гостеприимства стала своего рода необходимым элементом менталитета народа.
В наше время традиции гостеприимства во многом изменили свои формы, но не утратили изначальной сути  и содержания. Сегодня за  дастарханом собираются вместе и казахи, и русские, и татары, и корейцы, и представители многих других национальностей. Казахстанский феномен и заключается в том, что казахский народ изначально принимал у себя различные этносы как гостей, которых нельзя обижать и  относиться к ним нужно уважительно. И эта традиция гостеприимства, миролюбия и толерантности жива и развивается.
№№ 189-190 от 28 декабря 2013 28 декабрь 2013 г. 0 0