• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

СВЕТСКОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Нормально развиваться общество может только при условии достаточно прочного единства в душах и умах граждан. Мыслители прошлого подчеркивали глубокую, сущностную связь понятия идеи с понятием идеала. Идея несет в себе зародыш более гармоничной жизни, потому что являет собой способ разрешения противоречий. Идея озаряет и делает видимым то, что было скрыто, она из тьмы высвечи-вает истину.
Миссия национальной идеи всякого народа заключена в объединяющем начале, в созидательной внутренней энергии, а также, конечно, в идее развития, в нацеленности этой энергии в будущее. Единственная истинная задача всякого народа, указывал, например, русский философ Владимир Соловьев, состоит в том, чтобы участвовать по мере сил и дарований в развитии общей цивилизации человечества. Иначе говоря, каждая нация, каждый этнос – не обособленный «организм» среди других, а неотъемлемая часть «организма» всего человечества.
В национальной идее важно сочетать традиционность с инновациями. А это возможно только при условии, если объединительная идея будет иметь качество инварианта, который, по определению, есть то, что, существуя от века, из глубины времен ведет в будущее.
Снять противоречия между религиозным и светским началами жизни общества позволяет, на наш взгляд, такое качество, как духовность. Она шире светского и религиозного, взятых по отдельности и вместе, в то же время составляя сущностное ядро того и другого. Что же такое духовность – не просто как модное слово, а как конкретное понятие?
К сущности духовного следует отнести высшие или абсолютные ценности. Они имеют статус чего-то глубоко ценимого, священного, следовательно, носят сакральный характер. На внешнем плане они проявляют себя в виде общечеловеческих норм нравственности (как той высшей морали, которая в своем генезисе отличается безусловностью). Говоря иначе, духовность есть способность никогда не воспринимать окружающее отрицательно, никогда ни о ком не думать плохо. Такова минимальная, или «нормальная», мера духовности. А в своем высшем проявлении духовность – это способность бесконечно отдавать тепло души и творческие дары окружающим, забывая про себя.
Развернув приведенное определение, мы получим достаточно полное, связное и наиболее глубокое понятие о том, что такое человеческая духовность. Это – внутренне-чувственная способность высшей формы Любви, качество полного доверия к бытию, благорасположенности ко всем и ко всему окружающему и бескорыстного стремления дарить ему творения своих рук.
Из этого следует, что духовность не выводима из инстинктов, которые, по сути своей, имеют природно-эгоистический характер. Она вообще не принадлежит холодно-бесстрастным в   своей непреложности законам природы («звездного неба над нами») и, соответственно, беспристрастно-целесообразным в своей объективности проявлениям разума как атрибута природы.
Духовное начало есть в точном смысле понятия «внутренний мир» человека, в отличие от мира внешнего. Поэтому духовность есть то, что отличает человека от всей природы, делает его уникальным и бесконечно ценным во Вселенной. Духовность – это действительность нравственного закона внутри нас, который тре-бует как минимум абсолютной невредоносности в отношении всего окружающего, а как максимум – творческого самоотречения во имя более высокой гармонии бытия.
О том, что понятие духовности объемлет собою как религиозное, так и светское начало, свидетельствует и таинство происхождения духовности, и провиденциальный характер духовных законов, его нацеленность на подлинное развитие человека. Таким образом, можно сказать: духовность как внутренняя основа национальной идеи есть не что иное, как простые и вечные нормы нравственности, особо акцентированные в основных религиях мира, включая ислам.
Духовностью создается чувство родства со всем миром, следовательно, со всеми людьми: с членами семьи, с близкими и дальними родственниками, единоверцами и иноверцами, гражданами твоей и гражданами другой страны. Духовность тем самым являет собой самый широкий масштаб подлинно человеческого в человеке. Этот масштаб, этот высокий уровень внутреннего развития важно поставить во главу угла при обучении и воспитании новых поколений. Формироваться и расцветать по законам человечности или деградировать и погибнуть – такова историческая дилемма, которую призвано решить образование, вне зависимости от того, светское оно или религиозное.
Духовность как система высших, абсолютных нравственных ценностей занимает важнейшее место в традиционной культуре казахского этноса, которая, как показывают научные исследования, характеризуется в первую очередь феноменом этичности. Классики казахской философии – Чокан Валиханов, Абай, Шакарим – посвятили многие страницы своих трудов размышлениям о факторе объединения народа. Абай в «Слове шестом» размышляет о том, у каких людей бывает единство и как они добиваются согласия между собой. «Полагают, что это – общность скота, имущества, еды» («нефтяных» долларов, сказали бы сегодня), однако это отнюдь не главное. Абай призывает к единству прежде всего в умах, а не в общности материальных благ. Эта установка на единство в понимании мира, окружающей действительности, человеческих отношений – важнейшая мысль классика казахской культуры.
На земле Казахстана во все времена, от Коркыта до Шакарима, в центре философских поисков стоял вопрос: что значит быть человеком? Что ме-шает, а что способствует становлению подлинной человечности? При этом особенность казахской мысли в том, что она, в отличие от иных типов философии, не пытается растворить человека в том или ином высшем начале, или, напротив, отринуть высшее начало и «приземлить» человека. Свою задачу казахская философия видит в том, чтобы правильно выстроить отношения человека с человеком. Эта идея подлинного, нравственного развития человека составляет, пожалуй, главную отличительную черту классической казахской мысли. «Адам бол!» – призывал Абай.
Это актуально как никогда в сложных, во многом противоречивых условиях современной эпохи глобализации. Сегодня мы, даже говоря на одном языке, зачастую не понимаем друг друга, например вкладывая в одни и те же понятия разный смысл. А это значит, у нас в сознании разные мировоззренческие установки. Поэтому только внутреннее движение навстречу друг другу может пересилить этот разъединяющий нас процесс.
Нам думается, что говорить о глубинной подоплеке национальной идеи надо именно как о духовном единстве, о едином понимании ценностей. Высшие ценностно-смысловые ориентиры – интегральные условия взаимопонимания и диалога светской и конфессиональной культуры в казахстанском обществе.
Духовность, по своей сути, есть глубинная основа развития любого народа. Что же касается традиций, обы-чаев, языка конкретного этноса, то все это суть проявления внутреннего духа, то есть то, что называют культурой, внешним оформлением, огранкой внутреннего начала. Традиционная культура, например, обрядовые формы, связанные со свадьбой, поминанием, почитанием предков, выражает душу людей, составляющих данную нацию. И главным образом потому, что традиции этноса, как правило, изначально нацелены на воспитание лучших человеческих качеств. Разумеется, не все в традициях прошлого необходимо консервировать: культура по-настоящему жизнеспособна тогда, когда не только сохра-няет лучшее из прошлого, но, не окостеневая в привычных формах, творит новые и более лучшие произведения.
Завершая эти размышления, подчеркнем в качестве вывода: национальная идея, на наш взгляд, призвана по своему глубинному содержанию стать общенациональной, точнее – подлинно человечной. Ибо человек идентичен не столько тем или другим внешним элементам и детерминантам своей жизнедеятельности, сколько своему внутреннему, сущностному началу, которое есть не что иное, как «я» неэгоистичное, духовное. «Ұждан –совесть» Шакарима и «нұрлы ақыл» – «озаренный, светлый разум» Абая – вот та высота, которой следует держаться как маяка общеказахстанской идеи.
Целостность восприятия мира и человека, единство разума и сердца, духовно-нравственные приоритеты истины, добра и справедливости, особый тип толерантности и доброжелательности – все эти уроки Великой степи в той или иной мере и форме вобрало в себя казахстанское мировосприятие. Иными словами, развитие единого народа Казахстана видится нам в перспективе одухотворенной светскости – в вечном нравственном законе внутри нас, который ведет к самозабвенному творчеству жизни.
Абдумалик НЫСАНБАЕВ,
академик НАН РК, доктор философских наук,
Сергей КОЛЧИГИН,
доктор философских наук, профессор.

№№ 189-190 от 28 декабря 2013 28 декабрь 2013 г. 0 0