Ботагоз АЖАРБАЕВА
Работа, проводимая в кызылординском Центре обслуживания населения, направлена на оказание помощи каждому конкретному человеку. Только за последние три месяца здесь дополнительно введено 25 новых видов услуг.
По словам руководителя ЦОНа Аиды Абибуллаевой, в настоящее время в области функционирует 11 модернизированных отделов, действует 1 сектор в залинейной части областного центра. В них созданы все условия для клиентов и персонала. За 2013 год клиентам было выдано свыше 1,3 миллиона готовых документов, что больше по сравнению с 2012 годом почти в 1,5 раза.
Большую помощь людям с ограниченными возможностями и престарелым гражданам оказывают мобильные группы ЦОНа. Они оказывают бесплатные услуги инвалидам I и II групп, которые могут подать заявки на номер Cаll-центра — 1414. Три специализированные машины, оснащенные необходимым оборудова¬нием, выезжают в районы, отдаленные аулы. В прошлом году мобильные ЦОНы совершили 2577 выездов, оформили более 150 тысяч различных документов.
Ежегодно растет число услуг, оказанных в электронном формате. К примеру, по сравнению с 2012-м в прошлом году количество е-услуг (электронные справки) выросло в пять раз. Всего в 2013 году было оказано более 992 тысяч электронных услуг, что составляет свыше 72 процентов от общего количества принятых документов. Сегодня е-услуги предоставляются при выдаче адресных справок с места жительства, справок об отсутствии (наличии) недвижимого имущества. С помощью электронного портала можно оформить почти все виды услуг РАГСа.
— ЦОН является связующим звеном между уполномоченным органом и клиентом, — подчеркивает А.Абибуллаева, — у граждан отпала необходимость обращаться к посредникам. Благодаря принципу «одного окна» сегодня человек один раз сдает необходимые документы и один раз приходит в назначенное время за готовыми документами, минуя утомительные походы по инстанциям.
— Не первый раз пользуюсь услугами ЦОНа, — говорит клиент центра инкассатор Галымжан Байнаев, — всегда получаю готовый документ вовремя. Вот и сегодня в предусмотренный срок я получил у инспектора документ — государственный акт на право частной собственности на земельный участок.
Ежедневно в ЦОН обращаются более тысячи граждан.
— В среднем в день я обслуживаю порядка 90-100 человек, — отмечает инспектор Гульшат Кошакова, — конечно, работа сложная, но мы всегда стремимся качественно выполнять свою работу.
У кызылординцев большой популярностью сегодня пользуется электронная цифровая подпись (ЭЦП), на получение которой, как правило, требуется несколько минут. В каждом отделе есть компьютерные классы для обучения пользователей. Консультанты помогают открыть клиентам электронную подпись, оформить нужную справку. Научат, например, как работать с порталом «электронного правительства», как с помощью своего электронного адреса получить нужные сведения и т.д. Имея ЭЦП, человек может пользоваться электронными услугами не выходя из дома. В прошлом году областным филиалом было выдано более 108 тысяч ЭЦП.
Пенсионерка, многодетная мать Сарсенкуль Дуйсенова обратилась в сектор самообслуживания. Женщина долгое время не может решить земельный вопрос, поэтому с помощью консультантов решила обратиться в прокуратуру РК. Надеется на положительный исход дела.
Любой клиент вправе обратиться в онлайн-режиме к руководителям министерств и других государственных ведомств. Так, в 2013 году через портал электронного правительства направлено 120 обращений и произведено 13 записей на онлайн- прием к первым руководителям. Состоялось три приема.
С сентября 2013 года в рамках меморандума, подписанного между ЦОНом и АО «Казпочта», реализуется пилотный проект по оказанию госуслуг электронного правительства в сельской местности. Он введен в почтовом отделении поселка Жаксыкылыш Аральского района.
Также реализуется проект «Информационное поле» по организации работы читального зала в ЦОНе. Услугами библиотеки пользуются ожидающие своей очереди клиенты.
В числе новых услуг можно отметить получение гражданами дубликатов дипломов и аттестатов. Если ранее в уполномоченный орган требовалось предоставить немало необходимых документов, то после внедрения новой услуги отпала необходимость идти в организации образования, достаточно прийти в любой ЦОН и подать заявку. Тем более, что список нужных документов после оптимизации сократился вдвое.
Отныне в отделениях ЦОНа можно получить санитарно-эпидемиологиче¬ские заключения на проекты, продукцию, работы и услуги, которые ранее необходимо было получать в гос¬санэпиднадзоре. Эти услуги также можно получить и на портале электронного правительства.
Всего же в кызылординских ЦОНах предоставляется 117 государственных услуг.