• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

А У НАС В КВАРТПЛАТЕ — ГАЗ. А У ВАС?

Чем обусловлен рост тарифов на голубое топливо, выяснял корреспондент газеты «Кызылординские вести»  у прямого поставщика газа населению.
Так уж сложилось, что мы, потребители, каждый раз с тревогой принимаем те или иные изменения в сторону удорожания коммунальных счетов. Мы для торжества справедливости предоставляем возможность представителю компании, являющейся основным поставщиком газа до конечного потребителя, побеседовать о наболевшем. На вопросы, которые мы составили с помощью наших читателей, отвечает управляющий директор АО «КазТрансГаз Аймак»
Рустам СУЛЕЙМАНОВ.
– Я предлагаю начать нашу беседу с самого непростого на наш взгляд вопроса. Негативно настроенное население продолжает считать повышение тарифа на газ необоснованным. Вы же сами являетесь потребителем, и Вам приходится оплачивать коммунальные платежи, в которых есть счет и за газ, или как представитель компании-поставщика Вы не придаете этому значения?
– Да, я сам являюсь потребителем. И получаю эти счета. При этом я вижу те несоответствия, на которые кто-то другой внимания просто не обратит. Давайте разберем средний счет за трехкомнатную квартиру, скажем, в городе Алматы, который составил в январе этого года 27 800 тенге. Стоимость услуги газоснабжения в этой квартире составляет всего 442 тенге. То есть 1,5 процента от квартплаты. А это существенно меньше, чем люди платят за домофон, согласитесь, сравнение говорит само за себя. А ведь цена газа включает в себя покупку, транспортировку, обработку, доставку. При этом необходимо еще организовать без-опасность и обеспечить давление в трубе потребителя. Эту трубу постоянно и беспрерывно обслуживают сотрудники, которым также необходимо своевременно выплачивать заработную плату. Другой пример: в Шымкенте один кубометр воды стоит 40 тенге, а газ 25 тенге, хотя вода своя, а газ на юге Казахстана – узбекский. При этом в квартирах далеко не всегда стоят счетчики газа, а счетчики воды стоят повсеместно. И в период, когда отопительный сезон еще не начался, а в квартирах уже прохладно потребители включают конфорки, духовки и жгут газ практически круглосуточно для того, чтобы стало тепло, а при этом, чтобы «не задохнуться от гари», держат открытыми форточки. Может быть, тогда газ использовать только для газовой плиты, т.е. для приготовления пищи, и исключим использование газа для отопления частных домов, домашних саун, бассейнов, тандырниц и т.д. Пусть тогда горячая вода и отопление будут везде централизованными.
– Что касается квартир, то, возможно, эта разница и не так заметна. Но ведь частный сектор сейчас в основном, если газ подведен, отапливается именно газом. А частные домовладения в отличии от квартир оборудованы счетчиками, как быть с ними?
– В нашей стране 14 регионов, и 10 из них газифицированы. Част-ный сектор действительно в этих регионах в основном отапливается газом, поэтому для таких абонентов это, конечно, вопрос очень важный. Чтобы легче было сделать сравнение, мы предлагаем вам для наглядности заглянуть в таблицу, где отражены основные показатели потребления газа по регионам как в квартирах, так и в частных домах. При взгляде на нее очевидно, что больше всего в отопительный сезон за газ платят алматинцы. Дом, отапливаемый газом, площадью 100 кв. метров в среднем платит 9,5 тысячи тенге, а 120 кв. метров платит чуть больше двенадцати. В Атырау дом площадью в 120 квадратов в месяц платит всего 2 670 тенге, в Уральске – 7 223 тенге. По сути, част-ный дом в 100-120 квадратов – это среднестатистическая норма, а дом площадью больше 120 квадратов – это уже роскошь. А за роскошь, как известно, надо платить.  Поэтому мы всерьез задумываемся о введении дифференцированного тарифа. С тем, чтобы те, кто может себе позволить роскошь могли ощутить на себе и расходы за ее содержание.
– Как Вы считаете, это позволит в какой-то степени ввести справедливую цену на газ?
– Мы пока рассматриваем возможность введения дифференцированного тарифа. Подобную схему уже внедрили водники и энергетики. То есть те, кто потребляет меньше ресурса, а это, как правило, та категория граждан, о которых вы спрашиваете, они будут получать ресурс по низкому тарифу. Ну, а если кто-то расходует газ в значительных объемах, скажем, для своего бизнеса, или же это просто нерадивый хозяин, будь добр плати по большему тарифу. Это правильный подход, во-первых, это позволяет сокращать потери, потому что люди начинают с оглядкой относиться к расходу. Во-вторых, те, кто жгет мало, они не будут платить за тех, кто сжигает много. Ведь по сути, сэкономленый газ – это стратегический ресурс, который государство может продать зарубеж и влить эти средства в экономику республики.
– Судя по данным, приведенным в вышеназванной таблице, получается, что даже с повышением тарифа отапливать дом газом выгоднее, чем подключаться к центральному отоплению?
– Да, при этом не стоить забывать, что газ в частном доме – это не только очаг и тепло, это еще и горячая вода. Так что в структуре коммунальных платежей он также не является самой неподъемной статьей расходов. Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, если говорить о стоимости газа для конечного потребителя, то в сообщениях о росте тарифов везде стоят цифры за 1000 кубометров. Но даже в зимний период владелец частного дома сжигает в среднем 500 кубов, и увеличение оплаты даже за такой значительный объем на семью в среднем составит не больше 420 тенге в месяц, а если разделить эту сумму на всех членов средней семьи, и того меньше. Давайте сравним. Сколько средняя семья в Казахстане платит в месяц за мобильную связь? Пожилые люди, не пользующиеся всем спектром мобильных услуг, тратят на нее минимум 1000 тенге в месяц, чтобы позвонить детям, внукам. А если это семья из пяти человек, в которой кому-то необходимо постоянное соединение с Интернетом, кто-то просто любит много поговорить по телефону? Более чем уверен, на расходы сотовой связи средняя семья тратит более 10 тысяч тенге в месяц. При этом никто не считает, что мобильные операторы «навариваются» на населении, а мы, поднимая тариф на одну-две тенге, судя по отзывам, грабим. Давайте тогда начнем повально сравнивать и анализировать, сколько стоит булка хлеба, бутылка воды, кока-кола,  другие напитки, или как образовываются цены на иные товары народного потребления.     
– Полагаю, что вам пришлось выслушать много нелестных высказываний в адрес компании, относительно состоявшегося в начале года повышения тарифа на газ. Чем объективно обусловлен рост стоимости ваших услуг, а как следствие – цены газа для населения?
– Мы действительно ожидали, что население воспримет эту новость без восторга. Но мы не ожидали, что кто-то попытается создать мнение, что, повышая тариф, именно наша компания намеревается поглубже залезть в карман потребителя. Что касается ответа на ваш вопрос, то последнее повышение обусловлено увеличением стоимости транспортировки газа по магистральному газопроводу. Если раньше магистральная транспортировка осуществлялась по дифференцированному тарифу – 233 тенге для физических лиц и 1003 – для юридических, то с первого января стала 1380 тенге для всех категорий потребителей. При  этом доля нашей компании в росте тарифа и цены на газ всего 1-2 процента.
Есть факторы, оказывающие воздействие на нашу работу. Например, недавняя корректировка курса тенге. Ведь для некоторых регионов мы покупаем газ за доллары США, а население рассчитывается с нами  в тенге. Наши тарифы утверждались, когда курс американской валюты был 154,5 тенге за 1 доллар. Сегодняшний курс 185 (?) тенге за доллар. Потери от курсовой разницы уже составили несколько миллиардов тенге. То есть как и населениемы испытываем данные явления на себе.
– Однако утверждать, что рост тарифа обусловлен лишь объективными факторами и вы не закладываете в него интересы компании, было бы наивно. Так в чем заключается этот интерес, и за что население платит свои кровно заработанные деньги?
– Давайте вспомним о том, что основная задача поставщика услуг это, в первую очередь, удовлетворение растущего потребительского спроса. Как по качеству оказания услуг, так и по количественному показателю. А как мы будем оказывать свои услуги  на должном уровне, если не сможем содержать в надлежащем состоянии наши сети, которые, к слову, достались нам в наследство еще со времен совет-ской эпохи? Если мы сегодня оставим тарифы без изменения, то не сможем продолжить программу модернизации наших сетей. Мы можем понять, что не все согласятся с ростом цены на газ, но давайте тогда вспомним годы, когда из-за падения давления в газопроводе потребители не могли отапливать свои дома или же, когда несвоевременное обслуживание магистралей приводило к серьезным авариям, а как следствие, к незапланированному отключению газа. В данный момент усилиями наших специалистов уже удалось добиться того, что качество предоставляемых услуг выросло в разы, а вот цена за их оказание как раз незначительно.Нужно понять, ни один уполномоченный орган не позволит включить в тариф ни одну лишнюю копейку. При этом потребитель может убедиться, что с каждым годом все реже и реже происходит незапланированное отключение газа, что давление в трубе не снижается в зависимости от сезонного потребления. Эти средства нам нужны для того, чтобы обновлять и модернизировать всю систему для того, чтобы подача газа производилась повсеместно и постоянно.  
– И все-таки на что идут деньги потребителей, помимо оплаты себестоимости газа, его транспортировки и зарплаты сотрудников?
– С 2009 года наша компания осуществляет программу модернизации газораспределительных сетей. За это время компания обновила более 1200 км. газопроводов. Впервые в группе компании «КазМунайГаз» были введены в практику тарифы для возврата инвестиции. Это стало отправной точкой в реализации масштабной инвестиционной программы компании, благодаря чему началась реконструкция газораспределительных артерий страны. При этом все средства, которые мы вкладываем в модернизацию наших сетей, не ложатся бременем на потребителя, а распределяются на долгие годы. Возврат инвестиций заложен в инвестиционный тариф, но он настолько растянут во времени, что практически неощутим. Первыми в республике плоды инвестдеятельности ощутили жители южного региона. Как вы знаете, там износ оборудования превышал 50-процентный рубеж. Сегодня в Шымкенте половина города потребляет газ посредством новой системы газоснабжения.Приведу наглядный пример. Недавно, когда Узбекистан внезапно ограничил подачу газа,  именно эти потребители, получающие газ по обновленным газопроводам, не испытывали нехватку газа. И эту работу мы будем активно продолжать.В 2014 году АО «КазТрансГаз Аймак» с целью определения технического состояния сетей газоснабжения приступило к работам по диагностике подземных газопроводов Актюбинской, Западно-Казахстанской, Мангистауской областей. В этом году в рамках инвестпроектов начнется газификация населенных пунктов и малых городов вдоль магистрального газопровода «Бейнеу-Бозой-Шымкент» в Кызылординской, Жамбылской, Южно-Казахстанской областях.
– Многих интересует вопрос, в каком направлении сегодня движется развитие газораспределительных сетей? Есть ли новшества в данной отрасли, и если есть, то в чем они проявляются?
– На данный момент «КазТранс-Газ Аймак» перешел к новой технической политике, отказавшись от строительства надземных газопроводов, которые больше подвержены риску внешних механических повреждений, при этом не самым лучшим образом влияют на эстетический вид городов и населенных пунктов.  В соответствии с этим газораспределительные сети (городские, поселковые, сельские, межуличные, дворовые газопроводы) начали прокладывать в подземном исполнении. Уже несколько лет в ходе реализации программы модернизации газорас-пределительных сетей городов Шымкент и Тараз успешно применяется метод подземной прокладки полиэтиленовых труб. В 2013 году в рамках поездки в Западно-Казахстан-скую область Глава государства обратил внимание, что зачастую наружные газопроводы портят архитектурный облик городов и населенных пунктов. Отсюда следует, что давно пора активно переходить к строительству сетей газоснабжения в подземном исполнении. Ведь до сих пор газопроводы прокладывались с сугубо практической целью, и о внешнем виде городов и сел как-то не думали. Не будем скрывать, что из соображений экономии средств и относительной дешевизны строительства наружных сетей, а также не без молчаливого согласия местных властей, предпочтение отдается надземным распределительным сетям. Но мы хотим в корне изменить ситуацию.    
– И в заключение, не так давно депутаты выдвинули идею об объединении коммунальных предприятий страны. Какова позиция вашей компании по данному вопросу?
– «КазТрансГаз Аймак» поддерживает данную инициативу. Весь мир давно по такому принципу и работает. Ведь если при строительстве городов и населенных пунктов предусматривать укладку всех коммуникаций в одном подземном коммуникационном тоннеле, что уже успешно практикуется в западных странах и России, то мы забудем проблемы вечно вскрываемого асфальта в городах при ремонтах сетей водниками, тепловиками, газовиками, прокладками кабелей электриками и т.д. Кроме того, все коммуникации не будут подвержены коррозии, т.е. износ практически сведется к нулю, а наблюдать за их состоянием можно будет в онлайн режиме и соответственно вовремя проводить необходимую профилактику. Кроме того, реализация данной идеи, с нашей точки зрения, позволит значительно экономить средства за счет оптимизации менеджмента и обслуживающего персонала, и как следствие – высвобождение дополнительных ресурсов определит положительный эффект посредством сдерживания тарифов и роста цены на коммунальные услуги.
№№ 45-46 от 5 апреля 2014 05 апрель 2014 г. 0 0