НАПИТОК — ЭТО НЕ МОЛОКО
Наталья ЧЕРНЕЙ
С 1 мая в Казахстане вступает в силу новый техрегламент по безопасности молока и молочной продукции, который действует для стран Таможенного союза. Благодаря ему мы сможем легко отличать натуральное молоко от порошкового. Последнее будет называться молочным напитком, а ни в коем случае не молоком.
То есть теперь не только молоком, но и сметаной, маслом можно будет называть только на сто процентов натуральный товар. Ни грамма сухого молока или растительных жиров не допускается. А кефиром разрешено именовать только тот продукт, который приготовлен с использованием живых грибков. Все остальное следует называть восстановленным молоком, кефирным продуктом, спредом.
– Раньше казахстанские производители могли называть натуральным дополненный растительными жирами или сухим молоком продукт. Главное было – честно указать состав на этикетке, – говорит государственный инспектор областного департамента технического регулирования и метрологии Серик Касымов. – Наши производители при обсуждении общего для стран Таможенного союза техрегламента пытались отстоять свою точку зрения для некоторых видов продукции, мотивируя это тем, что, мол, восстановленное молоко восстановленному рознь – может быть на 100 процентов таким, а может всего на 10. Ведь добавки порой необходимы, чтобы соблюсти, например, нормы по жирности, белку. В частности, не выйти за ее пределы. Но отстоять свое мнение у них не получилось.
Итак, что дает потребителю новый закон о молоке? Как сказано в законе, он принят в целях защиты жизни и здоровья граждан, а также в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, и обеспечения достоверности информации о наименовании, составе и потребительских свойствах молока и молочной продукции. Таким образом, отныне на упаковке должна быть четко прописана информация, определяющая происхождение молока или молочного продукта. И если в состав привычного доселе пакета молока входит хотя бы один процент сухого молока, производитель обязан писать на упаковке «молочный напиток».
Безусловно, это хорошо для потребителей и для тех, кто будет обходить стороной упаковки с надписью «молочный напиток», и для тех, кто считает порошковое молоко абсолютно идентичным натуральному. Но глупо полагать, что сухое молоко вряд ли исчезнет с наших прилавков, а все производители начнут честно писать на упаковках «молочный напиток». У нас уже есть опыт игнорирования подобных требований. Например, генно-модифицированные компоненты в продуктах. ГМО используют сплошь и рядом, но редко кто честно указывает это на этикетке. Так что нельзя исключать такое же развитие событий и в молочной отрасли. Но как бы то ни было, потребитель имеет право знать реальный состав и сам решать, какой продукт для него полезнее.
Мы опросили некоторых кызылординских потребителей и разбили их на две группы. Первая сказала, что будет покупать всегда только натуральное молоко. Вторая ответила, что сначала попробует, и если никакой разницы не почувствует, то будет покупать то, что дешевле. Понятно, что у каждого потребителя свое мнение, но у всех у них есть ощущение или, можно сказать, ожидание, что молочный напиток должен быть дешевле, чем обычное молоко. А если так будет, то потребители сказали: «Мы будем пить молоко, а когда мы захотим готовить что-то, тогда будем покупать молочный напиток.
К сожалению, для потребителей нет пока никакой методики, позволяющей обнаружить в составе сухое молоко. И в наших реалиях остается полагаться только на честность производителя.