• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЗВОНКИЕ СТРУНЫ ТАЛАНТА

Ботагоз АЖАРБАЕВА
Для многих людей встреча и время работы  с заслуженным работником культуры Казахстана, профессором, композитором,  дирижером, акыном и кюйши, основателем и руководителем первого в республике народного ансамбля песни и танца «Сыр сұлуы» Мулькаманом Калауовым стали важными событиями в жизни. Для  учеников и последователей он был больше, чем учитель и просветитель.
М.Калауов родился в 1938 году в ауле «30 лет Казахстана» Сырдарьин-ского района Кызылординской области. Его отец  Сулеймен был репрессирован как враг народа.  Детские годы мальчика прошли в нужде и   лишениях. Но Мулькаман не озлобился на мир.  Мальчик рано научился играть на домбре. Часто на  бескрайних просторах джайлау, где он пас скотину, исполнял свои первые кюи о родном крае,  нелегкой жизни аулчан – животноводов, пастухов. Мулькаман чувствовал душой каждое произведение, его смысл и предназначение. Любил кюи Курмангазы, Дины Нурпеисовой, других известных казахских композиторов и кюйши.
Вскоре мастерству и виртуозности юного музыканта стали рукоплескать педагоги и учащиеся кызылординской средней  школы №1. Мулькаман был «звездой» всех культурных мероприятий.  Учителя возлагали на него большие надежды. Не раз говорила классный руководитель  Дабыр Байгутова  Калауову своему ученику: «Тебя узнает народ, в тебе есть затаившийся талант».  
Музыкальная школа, куда поступил подросток, стала первой ступенью на пути становления  незаурядного музыканта. Здесь он освоил не только ноты, игру на нескольких музыкальных инструментах, но и начал серьезно работать над  своими произведениями. В 1957 году на областном фестивале Мулькаман исполнил свой новый кюй «Желіс». Чуть позже на республикан-ском фестивале он поразил всех участ-ников и своими первыми песнями «Отаным» и «Фестиваль жыры».
Одним из самых ярких и значимых событий в жизни М.Калауова стало поступление в консерваторию имени Курмангазы  (ныне Институт искусств). На вступительных экзаменах наряду с произведениями известных композиторов он исполнил порядка десяти своих. Именно они понравились членам экзаменационной комиссии – композиторам Латифу Хамиди и Ахмету Жубанову. Позднее А.Жубанов, зная, что Мулькаман в совершенстве  владеет более двадцати инструментами, посоветовал перейти ему с оркестрового отделения на дирижерское. Молодой дирижер потом не раз выступал на одной сцене вместе с такими корифеями искусства, как Ермек Серкебаев, Гарифулла Курмангалиев, давал концерты по областям. Студенческие годы стали настоящей школой жизни, школой профессионального роста.
Успешно закончив консерваторию, молодой специалист вернулся в родную Кызылорду, возглавил кафедру музыки и пения педагогического института имени Н.В.Гоголя. За годы преподавательской деятельности М.Калауов воспитал около двухсот мастеров музыкального искусства. Среди них  Бексултан Байкенжеев, Амирхан Абильдаев, Кобен Даулетияров.   Именно в эти годы Калауов написал  свои ныне всеми любимые песни «Ана туралы жыр», «Көл жағасында», «Сағыныш». В каждое  новое произведение он вкладывал  душу,  любовь. Вот что пишут о песне «Ана туралы ән» в своих воспоминаниях  отличник народного просвещения КазССР Жумагали Ергалиулы и деятель культуры РК, почетный работник образования РК Жумабек Аккулов: «Мы часто были одними из первых слушателей новых  музыкальных произведений нашего наставника М.Калауова. Как-то в перерыве между занятиями он, обращаясь к нам, и, в частности, к певцу Махмуту Ауезову, попросил оценить новую песню, которую   посвятил своей матери. Его пальцы начали медленно перебирать струны домбры. Боль, тоска и любовь, одновременно переполнявшие душу музыканта, выплескива-лись в нарастающие  ритмы. Все его эмоции и переживания оставили особый отпечаток  в наших сердцах. Мы поняли, о чем хотел рассказать композитор. Это заметил и он. Позднее мы были рады, что эта песня, написанная на слова поэта С.Сейтмаганбетова,  стала популярной в народе и среди  артистов».
Имя Мулькамана Калауова неразрывно связано с  ансамблем «Сыр сұлуы», который стал первой ласточкой в Казахстане – первым народным ансамблем песни и танца.  
– Это было в мае 1967 года, – рассказывает одна из первых участниц ансамбля, старший преподаватель кафедры КГУ имени Коркыта-ата, доцент Зинаида Сексенбаева, – члены жюри областного смотра художественной самодеятельности под председательством М.Калауова решили отобрать наиболее яркие таланты из числа многочисленных участников и создать ансамбль. Основной костяк его составили студенты музыкального отделения пединститута. Название ансамблю было присвоено «Сыр сұлуы», так называлась новая песня композитора Ш.Калдаякова на слова З.Шукурова – один из первых наших номеров.
Первым  художественным руководителем и дирижером оркестра стал М.Калауов. Хормейстером – в то время заведующая кафедрой Аксулу Манасбаева. В качестве консультанта и балетмейстера специально был приглашен режиссер и балетмейстер государственного академического театра оперы и балета имени Абая Даурен Абиров.
В июле 1967 года ансамбль в составе 160 человек отправился в Алматы на республиканский смотр художественной самодеятельности. Завоевав первое место, «Сыр сұлуы» получил путев-ку для участия в числе других казахстанских коллективов в декаде казах-ской литературы и искусства в Москве. 90 участников ансамбля дали десятки концертов в Большом театре, на эстраде ВДНХ. Каждый номер артистов был удивительным, самобытным,  неповторимым почерком отражался в многокрасочном выступлении коллективов. Все это не могло оставить равнодушным зрителей Москвы. По возвращении ансамблю «Сыр сұлуы» первому в республике  было присвоено высокое звание народный.  Кызылординским артистам рукоплескали на      Х Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии. Они побывали в Молдавии, Каракалпакии, Йемене. С концертами ансамбль выступал во всех районах и аулах области, городах республики. В 1971 году «Сыр сұлуы» был награжден Почетной грамотой Министерства культуры РК,  о нем был снят фильм режиссером Болатом Габитовым-Жансугуровым.
 Создание ансамбля «Сыр сұлуы» помогло зарождению в республике многих других художественных коллективов, таких как «Досмұқасан», «Айгұл», «Нұргүл», «Алтын арай» и других. В нашей области возникли  фольклорно-этнографический ансамбль «Сыр сазы», «Дидар».
Ансамбль  «Сыр сұлуы» всегда обращался к народным истокам, показ самобытных народных песен и танцев был незыблемым.  Главным носителем этих традиций, несомненно, был Мулькаман Калауов. В память о создателях ансамбля, внесших большой вклад в развитие национального искусства, его участниках  в 2005 году  З.Сексенбаева при поддержке руководства КГУ имени Коркыта-ата выпустила в свет книгу «Сыр сұлуы». В ней удалось собрать ценные материалы, отклики, рецензии известных поэтов, писателей и музыкантов, артистов.
Музыкальная натура М.Калауова отличалась широтой круга интересов. В нем прекрасно сочетались и талант композитора, и истинные человеческие качества – доброта, искренность и любовь к людям. Невольно возникает чувство благодарности природе за то, что она щедро наделила его такими качествами. Он был мастером на все руки,  любое дело ему было по плечу.  
– С Мулькаманом можно было вести беседу на любую тему, будь то  искусство, политика, наука, – вспоминает сват композитора, известный в области ветеран здравоохранения Ернияз Омаров, – он любил природу, любил охоту, рыбалку. Не обременяя других, делал всю работу сам.   Для него не было безвыходных ситуаций.  
Мулькаман Калауов был универсальным композитором. Наряду с песнями и кюями он написал много музыкальных композиций для спектаклей. Именно ему в 1975 году доверил  написать музыку для  спектакля Т.Ахтанова «Ант» художественный руководитель нынешнего областного музыкально-драматического театра Хусеин Амир-Темир.
– Получилась  замечательная музыка, – вспоминает режиссер, – примечательно, что записал ее М.Калауов вместе со своим оркестром и хором. Музыка полностью раскрыла природу спектакля, наш замысел.  Я в очередной раз убедился в художественном мастерстве и таланте моего друга.
В 1982 году М.Калауов был приглашен на преподавательскую работу в консерваторию имени Курмангазы. Был деканом факультета народных инструментов, доцентом кафедры оркестрового дирижирования, профессором.
В 2005 году именем М.Калауова была названа аудитория №508 в КГУ имени Коркыта-ата, где он работал долгие годы.
Талантливый музыкант был заботливым отцом и мужем. Его отеческая улыбка и доброжелательность подкупала. Она окрыляла окружающих, несла свет любви и добро, а смех его был кристально чистым, ярким и глубоко душевным. Верным другом и сподвижником идей до последних дней была  его любимая жена  Бибайша Байзакова. Вместе они воспитали сына и дочь, троих внуков.
М.Калауов  внес большой вклад в развитие казахской национальной культуры и искусства. Он умер десять лет назад, но искусство, которому он посвятил всю свою жизнь, живет в сердце каждого из нас.
№ 56 от 22 апреля 2014 22 апрель 2014 г. 0 0