Ботагоз АЖАРБАЕВА
Для многих людей встреча и время работы с заслуженным работником культуры Казахстана, профессором, композитором, дирижером, акыном и кюйши, основателем и руководителем первого в республике народного ансамбля песни и танца «Сыр сұлуы» Мулькаманом Калауовым стали важными событиями в жизни. Для учеников и последователей он был больше, чем учитель и просветитель.
М.Калауов родился в 1938 году в ауле «30 лет Казахстана» Сырдарьин-ского района Кызылординской области. Его отец Сулеймен был репрессирован как враг народа. Детские годы мальчика прошли в нужде и лишениях. Но Мулькаман не озлобился на мир. Мальчик рано научился играть на домбре. Часто на бескрайних просторах джайлау, где он пас скотину, исполнял свои первые кюи о родном крае, нелегкой жизни аулчан – животноводов, пастухов. Мулькаман чувствовал душой каждое произведение, его смысл и предназначение. Любил кюи Курмангазы, Дины Нурпеисовой, других известных казахских композиторов и кюйши.
Вскоре мастерству и виртуозности юного музыканта стали рукоплескать педагоги и учащиеся кызылординской средней школы №1. Мулькаман был «звездой» всех культурных мероприятий. Учителя возлагали на него большие надежды. Не раз говорила классный руководитель Дабыр Байгутова Калауову своему ученику: «Тебя узнает народ, в тебе есть затаившийся талант».
Музыкальная школа, куда поступил подросток, стала первой ступенью на пути становления незаурядного музыканта. Здесь он освоил не только ноты, игру на нескольких музыкальных инструментах, но и начал серьезно работать над своими произведениями. В 1957 году на областном фестивале Мулькаман исполнил свой новый кюй «Желіс». Чуть позже на республикан-ском фестивале он поразил всех участ-ников и своими первыми песнями «Отаным» и «Фестиваль жыры».
Одним из самых ярких и значимых событий в жизни М.Калауова стало поступление в консерваторию имени Курмангазы (ныне Институт искусств). На вступительных экзаменах наряду с произведениями известных композиторов он исполнил порядка десяти своих. Именно они понравились членам экзаменационной комиссии – композиторам Латифу Хамиди и Ахмету Жубанову. Позднее А.Жубанов, зная, что Мулькаман в совершенстве владеет более двадцати инструментами, посоветовал перейти ему с оркестрового отделения на дирижерское. Молодой дирижер потом не раз выступал на одной сцене вместе с такими корифеями искусства, как Ермек Серкебаев, Гарифулла Курмангалиев, давал концерты по областям. Студенческие годы стали настоящей школой жизни, школой профессионального роста.
Успешно закончив консерваторию, молодой специалист вернулся в родную Кызылорду, возглавил кафедру музыки и пения педагогического института имени Н.В.Гоголя. За годы преподавательской деятельности М.Калауов воспитал около двухсот мастеров музыкального искусства. Среди них Бексултан Байкенжеев, Амирхан Абильдаев, Кобен Даулетияров. Именно в эти годы Калауов написал свои ныне всеми любимые песни «Ана туралы жыр», «Көл жағасында», «Сағыныш». В каждое новое произведение он вкладывал душу, любовь. Вот что пишут о песне «Ана туралы ән» в своих воспоминаниях отличник народного просвещения КазССР Жумагали Ергалиулы и деятель культуры РК, почетный работник образования РК Жумабек Аккулов: «Мы часто были одними из первых слушателей новых музыкальных произведений нашего наставника М.Калауова. Как-то в перерыве между занятиями он, обращаясь к нам, и, в частности, к певцу Махмуту Ауезову, попросил оценить новую песню, которую посвятил своей матери. Его пальцы начали медленно перебирать струны домбры. Боль, тоска и любовь, одновременно переполнявшие душу музыканта, выплескива-лись в нарастающие ритмы. Все его эмоции и переживания оставили особый отпечаток в наших сердцах. Мы поняли, о чем хотел рассказать композитор. Это заметил и он. Позднее мы были рады, что эта песня, написанная на слова поэта С.Сейтмаганбетова, стала популярной в народе и среди артистов».
Имя Мулькамана Калауова неразрывно связано с ансамблем «Сыр сұлуы», который стал первой ласточкой в Казахстане – первым народным ансамблем песни и танца.
– Это было в мае 1967 года, – рассказывает одна из первых участниц ансамбля, старший преподаватель кафедры КГУ имени Коркыта-ата, доцент Зинаида Сексенбаева, – члены жюри областного смотра художественной самодеятельности под председательством М.Калауова решили отобрать наиболее яркие таланты из числа многочисленных участников и создать ансамбль. Основной костяк его составили студенты музыкального отделения пединститута. Название ансамблю было присвоено «Сыр сұлуы», так называлась новая песня композитора Ш.Калдаякова на слова З.Шукурова – один из первых наших номеров.
Первым художественным руководителем и дирижером оркестра стал М.Калауов. Хормейстером – в то время заведующая кафедрой Аксулу Манасбаева. В качестве консультанта и балетмейстера специально был приглашен режиссер и балетмейстер государственного академического театра оперы и балета имени Абая Даурен Абиров.
В июле 1967 года ансамбль в составе 160 человек отправился в Алматы на республиканский смотр художественной самодеятельности. Завоевав первое место, «Сыр сұлуы» получил путев-ку для участия в числе других казахстанских коллективов в декаде казах-ской литературы и искусства в Москве. 90 участников ансамбля дали десятки концертов в Большом театре, на эстраде ВДНХ. Каждый номер артистов был удивительным, самобытным, неповторимым почерком отражался в многокрасочном выступлении коллективов. Все это не могло оставить равнодушным зрителей Москвы. По возвращении ансамблю «Сыр сұлуы» первому в республике было присвоено высокое звание народный. Кызылординским артистам рукоплескали на Х Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии. Они побывали в Молдавии, Каракалпакии, Йемене. С концертами ансамбль выступал во всех районах и аулах области, городах республики. В 1971 году «Сыр сұлуы» был награжден Почетной грамотой Министерства культуры РК, о нем был снят фильм режиссером Болатом Габитовым-Жансугуровым.
Создание ансамбля «Сыр сұлуы» помогло зарождению в республике многих других художественных коллективов, таких как «Досмұқасан», «Айгұл», «Нұргүл», «Алтын арай» и других. В нашей области возникли фольклорно-этнографический ансамбль «Сыр сазы», «Дидар».
Ансамбль «Сыр сұлуы» всегда обращался к народным истокам, показ самобытных народных песен и танцев был незыблемым. Главным носителем этих традиций, несомненно, был Мулькаман Калауов. В память о создателях ансамбля, внесших большой вклад в развитие национального искусства, его участниках в 2005 году З.Сексенбаева при поддержке руководства КГУ имени Коркыта-ата выпустила в свет книгу «Сыр сұлуы». В ней удалось собрать ценные материалы, отклики, рецензии известных поэтов, писателей и музыкантов, артистов.
Музыкальная натура М.Калауова отличалась широтой круга интересов. В нем прекрасно сочетались и талант композитора, и истинные человеческие качества – доброта, искренность и любовь к людям. Невольно возникает чувство благодарности природе за то, что она щедро наделила его такими качествами. Он был мастером на все руки, любое дело ему было по плечу.
– С Мулькаманом можно было вести беседу на любую тему, будь то искусство, политика, наука, – вспоминает сват композитора, известный в области ветеран здравоохранения Ернияз Омаров, – он любил природу, любил охоту, рыбалку. Не обременяя других, делал всю работу сам. Для него не было безвыходных ситуаций.
Мулькаман Калауов был универсальным композитором. Наряду с песнями и кюями он написал много музыкальных композиций для спектаклей. Именно ему в 1975 году доверил написать музыку для спектакля Т.Ахтанова «Ант» художественный руководитель нынешнего областного музыкально-драматического театра Хусеин Амир-Темир.
– Получилась замечательная музыка, – вспоминает режиссер, – примечательно, что записал ее М.Калауов вместе со своим оркестром и хором. Музыка полностью раскрыла природу спектакля, наш замысел. Я в очередной раз убедился в художественном мастерстве и таланте моего друга.
В 1982 году М.Калауов был приглашен на преподавательскую работу в консерваторию имени Курмангазы. Был деканом факультета народных инструментов, доцентом кафедры оркестрового дирижирования, профессором.
В 2005 году именем М.Калауова была названа аудитория №508 в КГУ имени Коркыта-ата, где он работал долгие годы.
Талантливый музыкант был заботливым отцом и мужем. Его отеческая улыбка и доброжелательность подкупала. Она окрыляла окружающих, несла свет любви и добро, а смех его был кристально чистым, ярким и глубоко душевным. Верным другом и сподвижником идей до последних дней была его любимая жена Бибайша Байзакова. Вместе они воспитали сына и дочь, троих внуков.
М.Калауов внес большой вклад в развитие казахской национальной культуры и искусства. Он умер десять лет назад, но искусство, которому он посвятил всю свою жизнь, живет в сердце каждого из нас.