• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПАМЯТЬ ЖИВА

В июне 1964 года концертно-лекторская группа молодежного движения «Жас тұлпар» готовилась к очередному выезду из Москвы в сельские местности Казахстана. На этот раз — в Шымкентскую область. Возникла проблема — наш кюйши, студент Института связи Мырзагерей Шоткалиев из-за летней практики не мог участвовать в поездке. Другого домбриста в московской студенческой среде не удалось найти.
К тому времени в различных частях Казахстана было немало людей, солидарно относившихся к патриотическим начинаниям «Жас тұлпара». От одного из них пришла весть, спасительная в той ситуации, – к нам готов присоединиться выпуск-ник алматинской консерватории Мулькаман Калауов. Встретились в Шымкенте. Три недели с концертами и лекциями колесили  по райцентрам, совхозам, аулам области. Мулькаман исполнял казахские кюи вдохновенно.
Многогранная музыкальная одаренность его была очевидна.  В одной из  поездок на зимних каникулах мы приехали в какой-то северный район. Было очень холодно. В гостинице нам сказали, что   мест нет, поэтому мы разместились в вестибюле на чемоданах. Кто-то дремал, кто-то читал. Мулькаман расчехлил свою домбру и стал тихо наигрывать. Вдруг прибегает администратор и восхищенно слушает домбру, а потом встает и говорит: «Ребята, пошли, я вам найду номера». Мулькаман своей игрой сумел задеть душу этого человека. Не случайно впоследствии  он стал известным композитором, дирижером, создателем и руководителем замечательного ансамбля «Сыр сұлуы».
М.Калауов был органичным носителем обаятельной, глубоко человечной, тактичной «казахскости». Для нас, вступивших в  то время на тропу осознанной казахизации самих себя, встреча с ним явилась жизненно важным обретением.
Казалось, он от природы был создан для исполнения благородного предназначения человека – быть просветителем и Учителем. Об этом хорошо знают сотни его учеников – музыканты и все, кому выпала радость общения с ним.
Сердцевину Мулькамана при первой встрече с ним разглядела моя мама, Фатима Габитова. Во время поездок по аулам Южного Казахстана мы всей московской группой по традиции собрались в ее доме. Она накрыла дастархан. Необильный, но с «фирменными» блюдами, о которых с восторгом отзывались друзья ее молодых лет, многие из которых погибли в годы репрессий. И сама пережившая конфискации, ссылки, она угощала жастулпаровцев, всматриваясь в лица,  вслушиваясь в слова. Искала ли сходство между ушедшими из жизни и теми, кто перед ней, не знаю. Но для нее это было не просто чаепитие вернувшихся с дороги друзей сына – и это было ясно. Через два года, когда весной 1966 года на нас начались гонения, она написала элегические стихи «Құлады жардан «Жас тұлпар».
В этот вечер она говорила уместные материн-ские слова, никого не выделяла. А когда расходились, сделала единственный подарок – Мулькаману – серебряные запонки. Бибайша, вдова Мулькамана, говорит, что он берег их как семейную реликвию. Повидавшая многое в жизни, овладевшая горьким умением распознавать людей с первого взгляда, Фатима рассмотрела и оценила неподдельную народность, человеческую добротность Мулькамана. И что-то еще. Только недавно я узнал, что он является внучатым племянником  Мустафы Шокая и что детские годы его – это лишения и детдом.
Память о Мулькамане просветляет. Свидетельств  этому много, достаточно прочитать книгу воспоминаний о нем. Мне бы хотелось сказать еще о двух фактах.
Мой брат Б.И.Габитов-Жансугуров снял документальный фильм об ансамбле «Сыр сұлуы». Не берусь судить, случайность это или воля нашей мамы Фатимы, которая ведет нас и после своей смерти. Но о неслучайности создания Мулькаманом этого ансамбля могу говорить уверенно. В 60-е годы нужно было встряхнуть оцепеневшую ментальность подавленного репрессиями народа. «Жас тулпар» делал это по многим направлениям, в том числе меняя температуру публичных выступлений. В частности, на концертной сцене. В этом мировоззренческом ключе действовал и Мулькаман Калауов, создавая «Сыр сұлуы». Этот народный ансамбль песни  и танцев был первенцем в нашей республике. Затем появились нового типа эстрадные ансамбли «Гүлдер» и «Айгүл». Их создателями и режиссерами были также жастулпаровцы Серик Елеусизов и Марат Балтабаев.
И, наконец, факт, говорящий о человеческой порядочности, гражданском мужестве Мулькамана. По горячим следам декабрьских событий 1986 года органы государственной безопасности провели  акцию опознания «бунтовщиков» преподавателями вузов тогдашней столицы. Работая с каждым отдельно, прокручивали крупные планы киносъемок с площади, требуя отмечать знакомых студентов. Кто-то делал это исполнительно, а некоторые – с рвением. Мулькаман никого не выдал. Честь учителя была для него высоким понятием.
Он вырос на берегах Сырдарьи. Его земляками были Коркыт, Ахмет Яссауи и Мустафа Шокай. Суровый край, колыбель высокой духовности. Родина людей, способных формироваться в народ и обеспечивать его бессмертие. Мулькаман из их числа.
Мурат Ауэзов,
 общественный деятель, философ, культуролог.
№ 56 от 22 апреля 2014 22 апрель 2014 г. 0 0