В теплый осенний день с самого утра улицы наполняются детскими голосами.Выйдешь за ворота, и так хорошо, словно очутилась ранней весной в цветущем саду. Неугомонные девочки, словно стайка птиц, в нарядных блузках и огромных бантах, наперебой рассказывают о самых ярких впечатлениях лета. А чинно идущие в парадных костюмах мальчики выглядят немного старше своих лет. Переполняющее их предвкушение радости, несомненно, передается окружающим, и праздник знаний превращается во всенародный праздник.
Да, дети стали старше на год. А учителя, увы, молоды только душой.Школа... Иногда она магнитом тянет к себе: «Вот твое предназначение,твое счастье- оно в работе. Отдай все, что ты знаешь и можешь детям, и они ответят тебе любовью». Возможно, скажут спасибо не сейчас, а через 10 или 20 лет. Но не это важно, важно, что они усвоят твой урок мудрости и будут помнить, что этот урок, несомненно, нужно передать другому. И ради этого чувства сопричастности к вечному стоит идти каждый день на работу, помогать детям постигать науки.
Пришло время и мне выразить благодарность учителям. Учителю от учителя...Вспоминая школьные годы,я чувствую запах детства. Мое беспечное, беззаботное, детство пахнет речкой у школы и душистой сиренью. Слышу смех моих ровесников и звон колокольчика. Вижу образы учителей – они такие светлые и чистые, что я их представляю в ореолеярких солнечных лучей. Мои учителя – они самые лучшие. Все что во мне есть хорошего – от них: любовь к детям, к своей работе, к литературе.
Из всех учителей, которые меня учили, особенно яркое впечатление оставилаучительница русского языка и литературы Валентина Михайловна Дудина. Я не встречала в своей жизничеловека более одухотворенного, чем она. Я помню, как искренни были ее слова и эмоции. И очень была довольна, что однажды смогла рассмешить ее до слез. И слезы у нее были искренними...
На одном из уроковона читала отрывок из произведения о войне, вдругиз глаз ее покатились слезы. Мы были поражены. Как? Учитель плачет и не стесняется своих слез? Мы стали прислушиваться и сделали для себя открытие: книга может взволновать человека, заставить его переживать и радоваться. В классе была тишина. Мы тоже плакали: кто от впечатлений услышанного, кто от передавшегося чувства жалости к герою, а кто-то из чувства солидарности. Кто знает и кто поймет мою детскую душу? Но мое сердце разрывалось от горечи загероя, и я тихо плакала, хотя хотелось навзрыд. Валентина Михайловна снимала свои очки, вытирала платком покрасневшие глаза и продолжала читать, голос ее дрожал, иногда срывался. Она не стеснялась своих слез, поэтомуискреннепо-детски всхлипывали мы. Никто не оглядывался, не ухмылялся – нас в это время объединяла ее величество Литература.
Во мне словно что-то перевернулось...Возможно именно в этот момент во мне сломался стереотип, что учитель должен быть строгим и недоступным. Ведь вот она такая живая и непосредственная, и ей не стыдно показаться слабой и сентиментальной, у нее хватило смелости показать свою душу,тем самым заявить нам, что это совсем не страшно - быть самим собой. Она сумела разбудить во мне что-то, меня с неимоверной силойстало тянуть к книгам. Вскоре моим любимым местом пребывания стала центральная библиотека,где неизменной остаетсяаура спокойствия и величественной мудрости книг. Любовь к литературепривела меня к профессииучителя русского языка и литературы. Свои теплые слова благодарностиучителямхотелось бы выразитьв четверостишье:
Учитель... Мастер... Педагог...
Путь к знаниям найти помог
Ты тысячам таких, как я,
В их жизни истина твоя.
Меруерт АБУСЕИТОВА,
учительница средней
школы №163.
РИСУЯ ШКОЛУ БУДУЩЕГО
«Если вы удачно выберете труд, вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет», - писал великий классик педагогики К.Д. Ушинский. Все эти слова можно по праву отнести к учителю черчения и рисования, руководителю изобразительной студии школы- интерната №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Италмасову Темирбеку Буранбаевичу, отличнику образования Республики Казахстан.
Сегодня мало пишут об учителях черчения и рисования, видимо, считают, что это не основной предмет. А ведь уроки рисования способствуют общему творческому развитию личности, что в свою очередь воспитывает художественное воображение, образное мышление, активизирует память, наблюдательность, формирует внутренний мир ребенка.
Уроки Темирбека Буранбаевича, использующего новые технологии - это система вопросов и творческих заданий, помогающая детям раскрывать образное содержание изобразительного искусства. Важно не только задать вопрос, но и услышать оригинальный ответ. К примеру, такой вопрос:«С чем можно сравнить здание Дома Парламента РК?» «Оно похоже на выкованный меч с рукояткой над поверхностью земли», - отвечает ученик. Чтобы детям ясна была цель их работы, они определяют перед началом своей деятельности главные задачи и средства выразительности, с помощью которых они смогут достичь своей цели. Например, чтобы создать композицию, они должны вспомнить, записать и проговорить названия таких средств выразительности как загораживание, композиционный центр и т.д.
Важным для опытного учителяявляетсято,что, работаяв историческом жанре, дети познают историю Кызылорды и области. Очень интересны детям задания, когда они рисуют персонаж и передают его характер средствами живописи (цвет, графика).
Такие задания, как «Нарисуй транспорт будущего», « Нарисуй школу будущего», «Нарисуй будущее Кызылорды», способствуют развитию внутреннего видения, овладению навыками сравнительного анализа, умению замечать свойства предметов и явлений.
Около 30 лет Темирбек Италмасов работает в системе народного образования. Учитель высшей категории, после окончания с отличием Шымкент-ского художественного училища начал работатьпреподавателем детской школы.Заочно училсянахудожественно-графическом факультете Казахского педагогического института имени Абая.
В1986 году коллектив художественной школы избрал его директором. Многие ученики Темирбека Буранбаевича пошли по пути любимого учителя. Затем опытного руководителя и педагога пригласили работать заведующим кабинетом областного института повышенияквалификации учителей. Но еговсе время тянуло в школу. И вот с 1990 года он работает в школе -интернате № 1.
-В нашей студии семнадцать ребят, - рассказывает Темирбек Буранбаевич. – И каждый из них по-своему талантлив. Досбол Артур, Жансерик Абильдаев, Канат Далиев, Николай Машков рисуют прекрасно и мыслят неординарно.
-Я бесконечно благодарен Темирбеку Буранбаевичу за знания, чтодал мне на занятиях в изостудии, - сказал выпускник интерната Жандос Абуев.- Считаю, что Темирбек-агай для меня не только учитель, он мне как отец. Желаю ему творческого долголетия.
Ташкенбай НУРЫМБЕТОВ,
педагог школы-интерната №1.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |