Целеустремленность, энтузиазм и энергичность отличают Казахстан на посту председателя ОБСЕ Казахстан уже продемонстрировал энергию, энтузиазм и прагматичность на посту председателя ОБСЕ, благодаря чему получил положительную оценку от своих зарубежных партнеров. В связи с этим многие из них сейчас с интересом ожидают Саммит лидеров стран Организации в Астане. На просторах ОБСЕ накопилось много проблем, и деловой ритм Казахстана выступает хорошим подспорьем в их решении. Между тем наш опыт модерации помог преодолеть противоречия среди 56 членов Организации и достичь консенсуса, что еще раз подчеркивает профессионализм и высокий уровень казахстанской дипломатии, зарекомендовавшей себя наилучшим образом как в настоящем, так и в исторически обозримом прошлом. Поэтому многие надеются, что событие, которого с таким нетерпением ждут люди доброй воли во всем мире, пройдет по высокому астанинскому счету. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своих выступлениях подчеркивает необходимость всеобъемлющего подхода к безопасности через воплощение в жизнь «понятия евро-атлантической и евразийской безопасности, которое охватывает все три измерения ОБСЕ». Эта концепция должна обсуждаться на Астанинском саммите лидеров стран ОБСЕ. Подобная встреча в верхах пройдет впервые за 11 лет – прошедший саммит созывался еще в прошлом веке, и с момента его проведения прошла целая политическая эпоха. Нынешний саммит, седьмой по счету, будет способствовать укреплению ОБСЕ в качестве платформы для содействия евро-атлантической и евразийской безопасности. «На саммите в Астане лидеры стран–участниц ОБСЕ, опираясь на свою твердую политическую волю, призваны определить новые стратегические направления и «Дорожную карту» нашего последовательного продвижения от концепции пространства безопасности «от Ванкувера до Владивостока» к созданию истинного евро-атлантического и евразийского сообщества единой и неделимой безопасности на основе общих ценностей, принципов и обязательств», – сказал Глава Казахстана. «Дух Астаны» станет особенно актуальным в юбилейный год 35-летия Хельсинкского заключительного акта и 20-летия Парижской хартии. Причем в ОБСЕ не сомневаются: акцент, сделанный казахстанским председательством на Центрально-Азиатском регионе, межконфессиональной и межкультурной толерантности, потенциальных угрозах со стороны Афганистана, будет востребован не только сейчас, но и в будущем. Говорит генеральный секретарь организации Марк Перрен де Бришамбо: «Начиная с 1975 года, за всю историю ОБСЕ прошло всего шесть встреч на высшем уровне. Настало время провести новую встречу на уровне глав государств и правительств ОБСЕ. На саммите в Астане главы государств и правительств, как ожидается, вновь подтвердят свою приверженность концепции единого сообщества евро-атлантической и евразийской без-опасности, направленной на противостояние новым глобальным угрозам, которые требуют коллективных действий и не могут быть отражены индивидуальными усилиями государств. Также ожидается, что саммит подтвердит приверженность государств ранее достигнутым обязательствам и станет средством поиска решения общих проблем безопасности, в том числе исходящих из-за пределов ОБСЕ. Вполне вероятно, что к повестке дня предстоящей встречи добавятся вопросы укрепления институционального потенциала Организации и ее правовой основы и действия по расширению мер доверия и безопасности посредством обновления Венского документа 1999 года. Будет очень много тяжелой работы. Сильная команда у нас работает и в Казахстане, и в секретариате. Мы верим в успех саммита». Вообще, сам факт формирования консенсуса о проведении Саммита ОБСЕ является большим достижением председательства Казахстана. Ведь организация мероприятия такого уровня и исторического масштаба – это вызов как для страны, проводящей его, так и для всех государств-участников Организации. Дискуссии, в том числе и обзорная конференция ОБСЕ, помогают сфокусировать политический диалог и актуализировать усилия казахстанского председательства на преодолении оставшихся разночтений между странами-участницами организации. В современном мире, когда развитие отношений между государствами несколько отстает от скорости технического прогресса и появления новых вызовов, ОБСЕ предлагает привлекательную модель консенсусного взаимодействия между народами и державами, отличающимися своей культурой и политическим устройством. Безусловно, председательство Казахстана является знаковым событием: ведь Казахстан – это первое государство Центральной Азии, экс-республика Советского Союза с преобладающим мусульманским населением. И знаменательно, что именно Казахстан из всех остальных государств СНГ первым принял на себя столь высокую ответственность. К тому же аналитики считают, что в ближайшие 50 лет аналогов проведения саммита организации на территориях остальных стран–членов СНГ не появится. Государства–члены ОБСЕ ежегодно сменяют друг друга на посту председателя организации. Председательство влечет за собой большую ответственность, и определить действующего председателя непросто, этот процесс – отнюдь не автоматическая ротация. Страна, выражающая свой интерес к председательству, должна получить единогласное одобрение со стороны 56 стран-участниц. На Совете министров иностранных дел в 2007 году в Мадриде страны–участницы организации приняли единодушное решение: поддержать заявку Казахстана на пост председателя в 2010 году. В следующем году Литва будет председательствовать в ОБСЕ, а в 2012-м ее сменит Ирландия. Казахстанское председательство дало организации новые силы и возможности для активизации деятельности, что является значительным событием. Важным достижением нашей республики стала ее активная роль в продвижении «процесса Корфу», открытого диалога о будущем европейской безопасности, направленного на подведение итогов общих достижений, подтверждение строгой приверженности принципам ОБСЕ и восстановление механизмов для борьбы с уже существующими и новыми вызовами. Процесс начат в 2009 году на внеочередном совещании министров иностранных дел ОБСЕ на острове Корфу под председательством Греции. Вопросы европейской безопасности остаются в стадии разработки, требуя постоянного внимания и усилий. Четыре незатухающих локальных конфликта в зоне ответственности ОБСЕ невозможно погасить за год. Однако тщательная подготовка правильных дипломатических действий и детальное рассмотрение ситуации со временем дадут свои результаты. Председательствующий Казахстан приложил очень серьезные усилия, направленные на обеспечение эффективного контроля над вооружением, укрепление доверия в регионе, разрешение затянувшихся конфликтов, а также содействие демократическим процессам преобразования. Все это способствует цели, заложенной предшественниками Казахстана на посту председателя ОБСЕ, а именно формирование единого свободного и гармоничного региона. Именно поэтому Казахстан уделил такое большое внимание «процессу Корфу». Другим важным достижением действующего председательства является единодушное решение стран– участниц ОБСЕ о созыве саммита организации в Астане в декабре 2010 года. Это само по себе уже крупный успех, и есть надежда, что председатель и государства-участники смогут использовать эту уникальную возможность в полной мере. Большая политическая работа проведена Казахстаном со всеми странами-участницами, чтобы обеспечить консенсус. И то, что удалось его достичь, еще раз подчеркивает профессионализм и высокий уровень казахстанской дипломатии, зарекомендовавшей себя наилучшим образом как в настоящем, так и в исторически обозримом прошлом. И, конечно, огромная решающая роль в председательстве Казахстана и, самое главное, в проведении долгожданного саммита принадлежит Главе государства – Президенту Нурсултану Назарбаеву. Его личная роль также очень важна в достижении консенсуса глав делегаций, которые будут участвовать в работе саммита. Вообще, нужно отметить, что влияние Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), а позже Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) на историю становления Европы и региона ОБСЕ, а также на развитие международных отношений огромно. 1975 год считается годом подписания Хельсинкского заключительного акта и начала деятельности СБСЕ. На самом деле процесс этот зародился раньше. В 1972 году Финляндия предложила провести неформальную встречу, так называемые «переговоры о переговорах» – для обсуждения повестки дня, списков участников и принципов совещания. В следующем году было запущено непосредственно СБСЕ. В течение двух последующих лет, до момента подписания Хельсинкского акта в 1975 году, было проведено 2400 заседаний и рассмотрено 4660 предложений. Объем выполненной работы показывает, насколько трудно было убедить два блока сесть за стол переговоров и обсудить меры, необходимые для ликвидации возможных рисков открытого военного противостояния. Заключительный акт бросил вызов традиционным принципам холодной войны. В документе изложены десять основных норм, регулирующих отношения между государствами. «Хельсинкский декалог» был направлен на сотрудничество, мирное урегулирование споров и поиск разностороннего подхода к безопасности. Впервые признавалось, что угрозы исходят не только от войск и оружия, но и от экономических трудностей, ухудшения состояния окружающей среды, нарушения прав человека и отсутствия демократии. Включение в заключительный акт основных норм, касающихся прав и свобод человека, стало ключевым вкладом в ослабление напряженности между Востоком и Западом. Ганс-Дитрих Геншер, занимавший в 1989 году во время падения Берлинской стены пост министра иностранных дел ФРГ и первого председателя ОБСЕ, подтвердил, что именно Хельсинкский акт сыграл важную роль в окончании холодной войны. Он сказал, что подписание соглашения в Хельсинки стало началом новой эпохи в истории европейских государств. Позднее, в 90-х годах, ОБСЕ также находилась на передовой международных усилий в поиске решений по прекращению кровавых конфликтов на Балканах и их дальнейшего предотвращения. Сегодня организация играет важную роль в мирном урегулировании конфликта в Боснии и Герцеговине и в становлении многонационального общества в Косово. На протяжении того десятилетия были открыты многочисленные полевые миссии ОБСЕ на местах, сыгравшие важную роль в обеспечении безопасности и стабильности в Европе. Начало нового века принесло новые угрозы. Террористические атаки в США и других странах показали, что мир столкнулся с совершенно иными проблемами безопасности, оказавшимися гораздо сложнее, чем когда-либо. ОБСЕ в плане противодействия терроризму постоянно ведет работу через антитеррористические подразделения в секретариате, полевое присутствие и сотрудничество со странами-участницами. Организация поставила перед собой амбициозную задачу – найти способ противодействия угрозам общей безопасности путем коллективных усилий. И выполнение этой задачи возможно, ведь ОБСЕ – уникальная структура и площадка для диалога по всем аспектам безопасности и для всех стран-участниц. Она объединяет европейские демократии как в Евросоюзе, так и за его пределами, а кроме того США, Канаду, Турцию, Россию и все государства Восточной и Юго-Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии. Все эти страны объявили о своей приверженности принципам Хельсинкского акта. И потому, несмотря на новые политические реалии и новые угрозы безопасности, «дух Хельсинки» так же актуален сегодня, как и 35 лет назад, подобно проблемам, поднятым заключительным актом. А консенсусные решения этих проблем можно найти, перенимая как практический опыт друг друга, так и опираясь на те ценности и обязательства, которые разделяют все страны–участницы ОБСЕ. В «духе Хельсинки» прошли и обсуждения в рамках подготовки к встрече на высшем уровне в Астане. И ярким тому примером может служить хотя бы успешное проведение двух частей Всеобъемлющей обзорной конференции по подведению итогов реализации обязательств ОБСЕ. Как известно, обзорная конференция завершится третьей частью, которая пройдет в Астане незадолго до саммита. Пожалуй, каждая страна–председатель ОБСЕ автоматически оказывается в эпицентре всего, что происходит на пространстве территории ответственности организации. Своеобразным тестом для Казахстана стала чуть было не разразившаяся гражданская война в Кыргызстане. Страна-председатель быстро отреагировала на политический кризис и по сей день продолжает работать в этом направлении. Еще в самом начале «кыргызских событий», произошедших, как известно, в апреле нынешнего года, действующий председатель ОБСЕ направил специального представителя, который при поддержке секретариата организации содействовал переговорам по эвакуации Курманбека Бакиева. Это помогло разрядить обстановку. Руководством Казахстана незамедлительно были выдвинуты конкретные предложения по содействию временному правительству Кыргызстана в восстановлении законности и конституционного порядка. Государства–члены ОБСЕ приняли решение об увеличении количества сотрудников и бюджета Центра ОБСЕ в Бишкеке для запуска новых проектов, направленных на предотвращение эскалации насилия, восстановление общественного доверия, а также на постконфликтную реабилитацию страны. Также была достигнута договоренность о направлении полицейской консультативной группы для содействия восстановлению стабильности и доверия в южном Кыргызстане. ОБСЕ также работает над проектами, связанными с распространением информации. Это и подготовка публикаций на нескольких языках для широкой общественности на юге Кыргызстана, а также инициативы, направленные на восстановление общественного порядка. К примеру, проводится обучение дружинников для совместного с местными правоохранительными органами патрулирования территорий. И в заключение хотелось бы привести слова Марка Перрена де Бришамбо, Генерального секретаря ОБСЕ: «Нынешний год лично для меня, как и для многих моих коллег, прошел в очень тесной связи с вашей страной. Я много раз был в Казахстане в текущем году. Судя по тому расстоянию, что я налетал, можно сказать, что совершил кругосветное путешествие. И, конечно же, на протяжении всего этого времени мне довелось тесно сотрудничать с постоянным представительством нашей республике при ОБСЕ, а также с Министерством иностранных дел, администрацией президента и другими государственными структурами. Целеустремленность, энтузиазм и энергичность – такими словами я бы охарактеризовал своих коллег из Казахстана. Текущий год выдался очень трудным, но интересным: он позволил всем нам взглянуть на существующие проблемы с другой стороны, выработать быстрые решения и найти новые пути противостояния вызовам всего региона ОБСЕ». Целеустремленность, энтузиазм и энергичность – вот те определения и свойства казахстанского председательства, которые, как надеется вся мировая общественность, позволят достичь решающих прорывов на грядущем Саммите ОБСЕ в Астане. И есть все основания утверждать, что событие, которого с таким нетерпением ждут люди доброй воли во всем мире, пройдет по высокому астанинскому счету.