«Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви, понимания.»
(Конвенция о правах ребенка)
На ближайшей сессии областного маслихата будет рассмотрена программа «Дети Кызылординской области», первая из региональных программ в стране, конечным результатом внедрения которой должно стать закрытие детского дома вследствие полноценного решения проблем социального сиротства.
Проект данной программы горячо поддержал аким области Болатбек Куандыков, вмиг прибавив к личному рейтингу популярности несколько баллов. Все правильно. Всем нам хочется и нравится жить. Но самое главное, что всем нам при этом очень нужно оставаться настоящими людьми, как говорил классик, чтобы не было мучительно больно за прожитые годы. И когда фраза «чужих детей не бывает» перестает быть лозунгом, а находит системную поддержку исполнительной власти, уровень социального оптимизма в отдельно взятом регионе дает всплеск. Особенно, когда есть положительные примеры, ставшие достоянием общественности. Так, кызылординки Райхан Кадырова и Ашим Ешмуратова заявили о своем желании стать патронатными матерями. Первая - одному ребенку, вторая - сразу семи.
- В области почти 1700 детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, - рассказывает директор областного департамента по защите прав детей Арман Каржаубаев, - 217 из них содержатся в детских учреждениях интернатного типа на полном государственном обеспечении. Наверное, не лишним будет сказать здесь, что ребенку, оставшемуся круглым сиротой, органы опеки и попечительства чаще всего очень быстро находят приемных родителей, с каждым годом увеличивается число семейных пар и просто лиц, желающих пройти процедуру усыновления. Ментальность у нас, слава Богу, такова, что несчастным кажется человек, не испытавший радость материнства и отцовства, а усыновление сироты считается одним из самых благих дел. Другое дело сироты при живых родителях. Когда, к примеру,один из них лишен своих прав, а другой болен или находится в заключении. Когда родители ведут асоциальный образ жизни, а потому не могут воспитывать ребенка. У каждой отдельно взятой истории свой вариант. Лишение ребенка семьи можно назвать не просто тяжелым периодом в жизни, а судьбой. У каждого, конечно, свое представление о счастье, но быть счастливым без родителей дитю невозможно.
Социальных сирот мы никак не можем представить потенциальным усыновителям. Закон не позволяет. Не у каждого такого ребенка есть и благополучные родственники, которые могут оформить над ним опекунство. И здесь панацеей выглядит патронатное воспитание.
В принципе, во всем мире наиболее распространенными формами семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на данный момент являются: усыновление или удочерение, опека (попечительство) и патронат (приемная семья). В Казахстане же на данный период на патронатном воспитании находится чуть более двух тысяч детей. Система патронатного воспитания была введена у нас десять лет назад и анализ реализации патронатного воспитания в стране показывает, что самое большое число детей передается в семьи именно в южных регионах Казахстана. Специалисты в области психологии семейного воспитания подтверждают, что в Кы-зылординской и Южно-Казахстан- ской областяхнаиболее сильны традиции многодетных семей. А значит, у этих регионов есть все шансы жить вообще без детдомов, для адаптации детей используя только временные приемники.
Местные предпосылки, конечно, очень важны, и Программа «Дети Кызылординской области» весьма своевременна. Но и на первый взгляд, и на второй населению не хватает информации о сути патронатного воспитания,всех его нюансах. А значит, есть риск заблуждений и не-оправданных действий. Итак:
Патронатное воспитание – это форма устройства в семью ребенка, нуждающегося в государственной защите, где патронатным воспитателем может стать практически любой человек, желающий помочь ребенку.
Патронатная семья – семья,которая предоставляет сиротамвозможность познакомиться с укладом семейной жизни, получить незаменимый опыт общения и взаимодействия между членами семьи, установить доверительные отношения со взрослыми, которые могут о нихзаботиться.
Патронат – это не усыновление и не опека. Это особая форма воспитания детей, где все направлено на помощь интеграции ребенка в общество, где с одной стороны – патронатный воспитатель (любой, кстати, из нас), с другой стороны – ребенок и детский дом.
Когда ребенка органы опеки и попечительства передают на патронатное воспитание, преследуется, на мой взгляд, одна из самых важных целейвоспитания ребенка-сироты – помочь маленькому человечку обрести положительный опыт семейной жизни. Ведь воспитание в семье дает возможность детям приобрести практический опыт семейной жизни, быть подготовленным к проживанию в семейном окружении и впоследствии создавать собственные полноценные семьи. Все мы знаем, что воспитанники детдомов, выпущенные по совершеннолетию в «свободное плавание», порой не умеют обеда себе приготовить, убрать свое жилье, постирать белье. А пребывание ребенка в патронатной семье - это и решение проблемы обучения навыкам, и один из реальных шансов дальнейшего жизнеустройства ребенка. Есть ведь надежда, что он останется в патронатной семье. Что отношения между ним и патронатными родителями перерастут за рамки контрактов, подписанных ими. По статистике, 20% патронатных семей не расстаются со своими воспитанниками, когда сроки контракта заканчиваются.
Особенно важно патронатное воспитание для детей старше 12 лет, ведь их, согласитесь, уже вряд ли усыновят. Большинство семей предпочитает усыновлять малыша, чтобы стать им изначально родными. Поэтому устройство на патронат для ребят школьного возраста, возможно, единственный шанс ощутить тепло домашнего очага.
Обобщая все вышесказанное, можно просто перечислить очевидные преимущества патронатноговоспитания:
Во-первых, долгосрочное устройство детей дошкольного и младшего школьного возраста в семью с дальнейшим совместным будущим.
Во-вторых, устройство детей сложной категории - среднего школьного и подросткового возраста - в семью с целью получения оптимального уровня образования и их социальной адаптации. Благодаря проживанию в семье ребенок усваивает представления о разнообразии социальных ролей в семье, осознает свою половую принадлежность, вырабатывает представление о семейных обычаях, традициях, этикете.
В-третьих, патронатное воспитание – это профессиональная деятельность воспитателя. То есть трудоустройство конкретного человека. Человека, для которого патро-нат – работа. И вот здесь для полноты правды давайте скажем, что сложно, неимоверно тяжело, жутко затратно по всем параметрам - и душевным, и физическим - сделать на самом деле так, чтобы конкретный маленький сирота не чувствовал одиночества, страха, комплекса неполноценности. Зато патронат – эторабота, результат которойвсегда будет у тебя передглазами. А видимый результат эффективной работыв свою очередь являетсяодним из составных элементов человеческого счастья. Сложно? Нет. Мы лишь пытаемся сказать, что во всем цивилизованном мире в патронатные воспитатели идут те люди, которым для счастья не хватает именно детского общения, возможности заботиться о ребенке. Не хотелось бы, чтобы кто-то из наших читателей в уме подсчитывал: пять школьников беру на патронат, обеспечено 55 тысяч тенге в кармане на их содержание, столько же в качестве заработной платы. Существуют еще, представьте себе, некоторые «должности», в которых несомненность преобладания духовного содержания над материальным не обсуждается. Работа патронатного воспитателя одна из таких.
Наталья ДЕНИСОВА.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |