Наша тихая, солнечная Кызылорда - один из немногих об-ластных центров Казахстана, где приезжий окунается в историю региона, едва ступив ногой на перрон железнодорожного вокзала.
Старинный, а ему более ста лет, железнодорожный вокзал был и остается изюминкой летописи присырдарьин- ских мест, обособленной территорией значительных событий в истории страны, той достопримечательностью, которой все местные жители безмерно горды. «Ворота города» - это не только как в песенке «…стена кирпичная, часы вокзальные». В революцию, войну, великие стройки кызылординское человечество всегда начинало свой путь к свершениям с вокзала. Как, собственно, и свой первый большой виток развития регион получил со строительства железной дороги.
«ВЫСОЧАЙШИМ СОИЗВОЛЕНИЕМ…»
В делах вокзальных вначале, как в начале всего сущего, было, конечно, слово. Завертелось все с обсуждения на особом совещании царского правительства России о необходимости строительства железной дороги в «Азиат- ские вотчины». В 1889 году военный министр Правительства Российской империи генерал Куропаткин вступил в спор с министерствами финансов и иностранных дел о собственно линии, которую, так или иначе, предстояло проложить в Среднюю Азию. Генерал настаивал на прокладке железной дороги сообщением «Оренбург - Ташкент» и обосновывал это с геополитической точки зрения. Финансисты же доказывали целесообразность и большую выгоду открытия ветки «Сара-тов - Чарджоу». То есть упирали в свой профиль. На первом совещании единогласного одобрения членов правительства не получил, кстати, ни тот, ни другой проект. Было решено исследовать проблему более глубоко, всесторонне. «Исследовали» ее целых одиннадцать лет. Какие изыскания заняли столько времени, истории как науке неизвестно. И лишь Николай Второй своим высочайшим соизволением поставил точку в бесконечных спорах. В апреле 1900 года им было подписано решение о возведении Оренбургско-Ташкент- ской железной дороги. Руководителями стройки были назначены инженеры Урсати и Вяземский, на все работы им была отпущена сумма в сто тридцать миллионов рублей.
Интересно, что сами работы начались сразу в двух направлениях. А узловым местом их соединения стал маленький, да что там, крошечный на тот момент городок Казалинск. 946 верст до Казалинска тянули от Оренбурга, а с юга, от Ташкента, путь до стыка составил 790 верст.
При строительстве дороги с населением наших бескрайних степей произошла метаморфоза. Во-первых, на земляные и погрузочные работы инженеры предпочли набирать мужчин, как сказано в источниках «из сырдарьинских киргиз», а понятнее, из жителей низовий Сыра, у которых появилась альтернатива ненормированной и неблагодарной службе у баев. Во-вторых, небогатые люди каким-то внутренним чутьем поняли, что за железной дорогой – будущее, и понемногу начали селиться не только в привычных местах выпаса скота, а ближе к обустраиваемым станциям. Причем, если первоначально они просто ставили юрты в местах, откуда кормильцам семей было легче ходить к насыпям, то за два-три года рядом с будущими станциями появились поселки. Сейчас это в основном районные центры.
СТЕНА КИРПИЧНАЯ, ЧАСЫ ВОКЗАЛЬНЫЕ…
Вокзал Перовска был введен в эксплуатацию в 1905 году.
Шикарное по тем временам здание было сложено из красного кирпича, перекрытия использовались деревянные, а кровлю покрыли жестью. В 1905 году в Перовске дома из жженого кирпича могли себе позволить разве что купцы и крупные чиновники, их и было-то считанные единицы. Огромная территория почти в шестьсот квадратных метров стала впоследствии ареной для нешуточных революционных баталий. Тем более, что первые революционеры края были железнодорожниками. До семнадцатого года они работали в подполье, а после в здании вокзала стали устраивать митинги. Все материалы о революции и революционерах Перовска, которые местные краеведы смогли разыскать, разместили еще в советское времяв музее Селиверстова (назван он по фамилии героя). Здание для музея выделило управление железной дороги. Еще один крошечный музей стоит буквально на привокзальной площади. Это музей Ак-Мечети. Фактически это филиал областного историко-краеведческого музея, где создан типичный интерьер зажиточных домов «старого города» и собраны материалы по истории областного центра. Не знаю, кому пришла в голову идея выделить в отдельный музей часть экспонатов, но оказались убитыми два зайца. Создан музей города, сохранилось здание из красного кирпича времен первой городской застройки, которое стыдно было бы утратить.
Хотелось бы, конечно, чтобы в будущем остались для обозрения потомков и хотя бы несколько домов улиц Привокзальных. Их две. По разные стороны вокзала. Много лет основными обитателями здесь были путейцы. Важны эти постройки не столько исторически, сколько в архитектурном плане. Ни в одном месте Кызылорды больше нет таких трогательных домиков «в русском, слободском стиле», как грибы-опята на пеньке собранных в общие дворы на минимальном пространстве. Один из них в дальнейшем тоже мог бы избежать сноса. А музей в нем разместить можно какой угодно. К примеру, музей символов. Одних гербов, знамен и жетонов в регионе можно откопать десятки. Герб Перовска, к примеру, когда-то украшал описываемое мною здание вокзала.
В 2001 году руководством национальной компании «Казахстан темир жолы» было принято решение о проведении капитального ремонта здания вокзала станции Кызылорда. Жителями города это решение было воспринято двояко. С одной стороны вок-зал – памятник истории и архитектуры, внесенный в специальный реестр. Как бы чего не утратить при большом ремонте. С другой стороны – вокзал функционирует как профильное учреждение. Тем не менее, в 2002 году на ремонт были выделены средства, заключены договора с подрядчиками и, как говорится, процесс пошел.
С наружных стен здания были сняты десятки слоев штукатурки, из-вестковой краски. Старые деревянные перекрытия были заменены, обновлена кровля, снесены поздние, уродовавшие комплекс пристройки.
К удовольствию горожан наш вокзал остался прежним, полностью изменен только интерьер помещений здания. Привокзальная площадь, правда, была реконструирована и стала шире, удобней и привлекательней.Но так же тикают родные до боли в сердце станционные часы, хлопают сквозные двери, пассажиры проходящих поездов дивятся на безумно красивое своей «архаичностью» здание. А потом «…вагончик тронется, перрон останется». По клумбам, огражденным чугунным литьем, курлыкая, затопчутся голуби, скамейки с горбатыми спинками весной вновь выкрасят в зеленый цвет. И вряд ли кто-то из кызылординцев, глядя на всю эту лепоту будет против, чтобы здесь еще сотню лет ничего не менялось.
Наталья ДЕНИСОВА.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |