В то время, когда туризм стал составляющей экономики многих стран мира,у нас туристская отрасль продолжает оставаться падчерицей народного хозяйства.
В этих условиях вполне закономерным и обоснованным выглядит решение Президента вести туризм в рамках единой, консолидированной государственной программы.
Опыт многих стран доказал, что туризм может стать локомотивом национальной экономики. По информации ВТО, совокупный доход от туризма, полученный во всем мире, многократно превышает такой же совокупный доход, полученный от экспорта нефти и продажи оружия.
Общеизвестен факт, что Национальное аэрокосмическое агентство Соединенных Штатов Америкиявляется одним из крупнейших субъектов туристского бизнеса в мире.Для иллюстрации несколько цифр: общее количество посетителейвсех павильонов флоридского «Байконура» загод составляет свыше двадцати миллионов человек, при средней цене билета 25 долларов, ассортимент сувенирной лавки в восемь тысяч наименований побуждает каждого туриста оставить здесь еще от ста до двухсот долларов. Исходя из приведенных данных,не трудно представить, какой многомиллиардный дождь проливается на прилегающие к космическому центруНАСА территории в виде налоговыхотчислений.
Было бы полнейшей утопией ставить перед собой задачу догнать и обогнать в этом вопросе Америку. Нереально конкурировать в тур-бизнесе и с французским космодромом,расположенным во Французской Гвиане. Но космодромы, начавшие борьбу за туриста, есть и ближе. К примеру, Япония, эксплуатируя класс самых легких ракет, активно использует имидж космической державы в рекламных целях, Индиявключила в туры для европейцев посещение космических объектов. И даже вКитае турист пришел- таки на космодром.
Вопрос, имеет ли право Казахстан и дальше оставаться в стороне от участия в столь прибыльномбизнесе, звучит риторически. Заключенные между РК и РФ договора по космическому комплексу «Байконур» не только позволяют Казахстану участвовать в космических программах, но и выступать инициатором этих проектов.
Аким области БолатбекКуандыков и глава российской администрации города Байконура Александр Мезенцев неоднократно приветствовали саму идею сотрудничества в этой сфере. Обсуждался данный вопрос и на уровне департаментов, ведающих туризмом. Однакорешение многих вопросов остается за Астаной и Москвой.
По всей видимости, проблема кроется в отсутствии стратегии совместных инвестиций по созданию, на базе космического комплекса, высокодоходного туристского объекта. Позиция российскихкомпаний, изучавших возможность присутствия на местном рынке, выражается в следующем: готовы привлечь серьезные инвестиции, но только непосредственно в сферу туристских объектов и услуг, вложения же в развитие инфраструктуры должна взять на себя казахстанская сторона.
В таком подходе к решению вопроса есть свой резон. При обсуждении договора об аренде и размерах арендной платы, казахстанская сторона, отстаивая свои расчеты, аргументировала необходимостью инвестиции в социально-экономическое развитие региона и реабилитацией прилегающих к космодромутерриторий. На сегодняшний день можноконстатировать: этих инвестиций нет.
При действительной заинтересованности сторон развивать обоюдовыгодный бизнес можно было бы направлять5-10 процентов от суммы арендной платы на развитие инфраструктуры, что заметно сняло бы нагрузку с областного бюджета при финансировании структурных преобразований.
И в конечном итоге, туризм даст новые рабочие места для кызылординцев и дополнительную нагрузку для объектов досуга на территорииБайконура.
К сожалению, в недавно принятой космической программе Казахстана, в большом перечне мероприятий, развитию туризма места не нашлось. А жаль.
То, что Байконур вызовет интерес у многих турфирм мира, доказывать уже не надо. Здесь не придется строить и благоустраивать сотникилометров автомобильных дорог. Отпадает необходимость закупать дорогостоящие экскурсионные автобусы дальнего следования. Все стартовые площадки, монтажно-испытательные комплексы, ликвидированные военные ракетные базы, словом, все, что может заинтересовать туриста, завязано в одну железнодорожную сеть, включая сам город.
У РГП «Казахстан темир жолы» и у российских фирм, работающих на космодроме, есть на консервации так называемые штабные вагоны, точнее вагоны-сцепки.Здесь есть конференц-зал, столовая-ресторан, купе для отдыха высоких чинов и не очень, душевые, туалеты, кинозал, блок спецсвязи, баня и многоедругое. Если такой штабной комплекс реставрировать, снабдить современными средствами связи (факс, электронная почта), провести еще кое-какие работы, то он превратится в мини-отель класса HV1 на колесах.
Причем такой отель можно подать чуть ли не к трапу самолета. Космический комплекс «Байконур» имеет два аэропорта. Один из них сам по себе является туристским объектом.Поскольку строился для приема челнока «Буран». Кстати, один экземпляр до сих пор находится здесь. Таким образом, если использовать предложенный вариант передвижения по комплексу «Байконур», то можно обеспечить комфортные условия для посещения всех объектов. Не выходя из вагона, не отрываясь от Интернета, имея возможность принять душ, посмотреть фильм о наших краях, купить буклет, туристы через тричаса попадают на станцию Камбаш.Где их ожидает полный спектр услуг активного отдыха на воде.
С пути развития туризма на космодроме пора убирать камни преткновения. Один из них—это псевдозасекреченность космодрома. Чтобытурист издальнего зарубежья по существующим правилам попал на космодром, он должен предоставить документы за 30 дней до въезда.Абсурдность сложившейся ситуации понимают все. Но разрешить ее можно только на самых верхних этажах власти. Оправдана ли такаясекретность? Такой пример. На сайтах НАСА в Интернете есть странички (для школьников), где рассказывается об истории и нынешнем состоянии космонавтики в мире. Немало там информации, посвященной космодрому «Байконур». На снимках, сделанных из космоса, практически в любом масштабе можно рассмотреть ракету на вывозе к старту, сам пуск.
Понятно, что каждая страна имеет право охранять свои секреты. Но, как нам известно, на российском космодроме их уже нет. На всех объектах работают гражданские специалисты. Думаю, что казахстанско-российская комиссия по Байконуру нашла бы добрый десяток аргументов за то, чтобы поднять шлагбаум для допуска туристских фирм для работы на космодроме.
Игорь ТИТЕНОК.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |