К числу налогового администрирования наряду с регистрационным учетом и налоговыми проверками относится и камеральный контроль. Создание информационных систем налоговых органов позволило проводить многомерный анализ с учетом большого количества налогоплательщиков, так и в целом массивов представляемой налогоплательщиками и другими государственными органами информации. Камеральный контроль осуществляется непосредственно налоговым органом на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности и других документов и сведений о деятельности налогоплательщика. Камеральный контроль является составной частью системы управления рисками (СУР). Цель камерального контроля - предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем постановки на регистрационный учет в налоговых органах и (или) представления налоговой отчетности. Камеральный контроль проводится путем сопоставления данных, имеющихся в органах налоговой службы, друг с другом: 1) налоговой отчетности; 2) налогового заявления на возврат уплаченного подоходного налога из бюджета или условного банковского вклада на основании международного договора; 3) сведений иных государственных органов об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением; 4) сведений, полученных из различных источников информации, по деятельности налогоплательщика. Камеральный контроль осуществляется в течение срока исковой давности. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляется уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений. Исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения). В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик (налоговый агент) представляет в органы налоговой службы налоговую отчетность за период, к которому относятся выявленные нарушения. В случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик представляет в органы налоговой службы пояснение по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе. При этом налогоплательщик вправе к пояснению представить в органы налоговой службы документы, подтверждающие достоверность данных, отраженных в налоговой отчетности. Неисполнение в установленный срок уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, влечет приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика. По результатам камерального контроля, проводимого в соответствии с пунктом 7 статьи 43 Налогового кодекса, налоговый орган составляет заключение по форме, установленной уполномоченным органом. При этом датой завершения камерального контроля является дата составления заключения. Развитие камерального контроля является переходом на полноценную систему управления рисками, которая позволит сконцентрировать внимание органов налоговой службы на сферах повышенного риска. При этом результаты использования СУР будут являться основанием для дифференцированного применения к налогоплательщикам различных форм налогового контроля. Основные штрихи такой системы в том, что выбираются индикаторы, позволяющие, оценивая те или иные показатели, сделать вывод о возможности допущения нарушения налогового законодательства. Тем самым создается стимул для добросовестного исполнения налоговых обязательств. Для этого необходимо увеличение представления налоговых отчетностей в электронном виде. На данный момент наблюдается тенденция сокращения представления налоговой отчетности на бумажных носителях, что является положительным фактором для снижения административных барьеров, препятствующих получению услуги и влияющих на создание условий для возникновения коррупции, исключается контакт налогоплательщика с работниками налоговых органов. В целях защиты законных прав и интересов граждан, организаций и государства в целом, а также обеспечения доверия у общественности, выявления должностных и коррупционных правонарушений, совершенных сотрудниками налоговой службы, и в случае несоблюдения служебной этики в Налоговом управлении по г. Кызылорде действует «телефон доверия»: 8 (7242) 30-18-53. Каждое поступившее заявление по данному телефону рассматривается и доводится до логического завершения.
Гульдана Танатова,
начальник отдела Налогового управления по г. Кызылорде.