В Жанакорганском районе с хребта Каратау бежит горная речка Бесарык. Весной это бурный поток, а летом, осенью и зимой это скорее широкий ручеек, чем река. Тем не менее, эта речка «умудряется» заполнять Бесарыкское водохранилище объемом пятнадцать миллионов кубометров. Она же за долгие века создала непротяженное (всего километров пятнадцать), но живописное ущелье. О его природе напишу как-нибудь в другой раз, а сегодня о том возмущении, которое переполняет душу, – о нашем варварстве. В ущелье есть скала, где наши предки оставили нам живописное послание из глубины веков. Автор не специалист по наскальным рисункам и не может их датировать, но всем хорошо известно, что этот вид искусства у человечества был в моде на заре цивилизации, то есть такая живопись создавалась тысячелетия назад. Уже только в силу этого обстоятельства такие рисунки бесценны. На нашей скале поражает главная картина. Она сильно отличается от других рисунков, на которых лишь примитивные фигурки трудноузнаваемых животных. А здесь жанровая сцена. Два хищника, похожие на львов, а может, это какие-то вымершие загривистые хищники, нападают на человека, ведущего верблюда. У ног человека можно разглядеть его верного пса. В этой картине поражает, что человек, верблюд и собака изображены в движении на бесарыкских львов. Они наступают, а хищники то ли пятятся, то ли готовятся к прыжку. Право стоит потратить день, чтобы съездить сюда и полюбоваться этой картиной. Только вот, глядя на все это, нестерпимо хочется ругаться, не выбирая слов, точнее, выбирая самые плохие. Такая реакция будет у любого нормального человека, когда он увидит те надписи, которые оставили наши современники – живописцы нетрадиционной ориентации. До главной картины скалы эти уроды еще не дотянулись, а вот архара почти закрыли своими автографами. Надписи, сделанные краской, это еще поправимая беда. Весной мы с моим постоянным спутником и провожатым в Каратау, депутатом облмаслихата от Жанакорганского района Жарылкасыном Кенжебековым приедем сюда с растворителями, кистями, тряпками и почистим наскальную галерею от краски. А как быть с наколками на скале? Часть надписей сделана путем насечки мягким белым камнем. Это действительно напоминает наколку, потому что выводить ее придется, удаляя кожу (слой) камня. Может быть, те, кто плюнул в нашу память, не представляли, что эти рисунки имеют уникальную ценность? Не думаю. Организация, занимающаяся охраной памятников нашей истории, установила здесь знак, гласящий, что наше государство охраняет эту наскальную живопись. Более того, один знак установили на подходе – видимо, для тех, кто собирается стрелять в верблюда или во львов, а второй для тех, кто уже залез на скалу с каменным зубилом или банкой краски. Как видим, у того, кто решил себя «увековечить» таким образом, нет почтения ни к стране, закон которой он попирает, ни к предкам, чью память он оскорбляет, ни ко всем нам, кто этим дорожит.