Опыт кризисов прошлого подсказывает, что малый и средний бизнес, быстро реагирующий на изменения рынка, способен трудоустроить многих людей, потерявших работу и ускорить экономический подъем. Но пока предприниматели, собравшиеся на созванное движением «Бизнес-солидарность» антикризисное совещание, оценивают свое положение как крайне тяжелое.Сейчас в России действуют 2,4 млн. малых и средних фирм с численностью сотрудников до 250 человек и оборотом менее 1 млрд. руб. Они обеспечивают свыше четверти рабочих мест (10,2 млн.) и вырабатывают около 15% ВВП (в развитых странах до 30%).По мнению предпринимателей, призыв Дмитрия Медведева «не кошмарить бизнес» и принятый Думой закон, сокративший число проверок предприятий, не нашли отклика у силовиков и чиновников надзорных органов. Снижение НДС и налога на прибыль лишь немногим улучшило финансовое положение малого и среднего бизнеса. Число визитов всевозможных инспекторов сократилось ненамного. При этом изобретаются новые схемы доения небольших фирм.Налоговики приходят с заданием начислить недоимку не менее 1 млн. руб. Для микропредприятия, годовой оборот которого по закону не превышает 60 млн. руб., такой долг означает закрытие. Предпринимателей, показавших убыток за прошлый год, обвиняют в организации серых схем и шантажируют возбуждением уголовных дел. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), в конце 2008 начале 2009 г. прессинг налоговых органов усилился вдвое. Теневые издержки бизнеса на преодоление бюрократических барьеров, по экспертным оценкам, составляют 6-7% от выручки, и в условиях ужесточения административного давления они будут только расти. Возможная помощь государства малому бизнесу в объеме 30-50 млрд. руб. мизерна по сравнению с поддержкой банков и крупных компаний.Ситуация хуже, чем в 1998 г. Тогда малый бизнес активно занимал ниши, освобожденные крупными компаниями, пользуясь демонополизацией рынка и удешевлением кредита. Сейчас, наоборот, крупные компании, а также государственные и муниципальные предприятия пытаются выдавить «малышей» из их традиционных сфер деятельности — розничной торговли, коммунальных услуг, общепита и производства товаров потребления.По оценкам НИСИПП, это может привести к спаду в малом бизнесе на 20-25% и пропорциональному сокращению рабочих мест. Чтобы не допустить такого сценария, России, возможно, стоит воспользоваться антикризисным опытом соседей. В Казахстане в ноябре 2008 г. был введен целый комплекс мер, направленный на поддержку не только крупных, но и малых предприятий реального сектора. Малый и средний бизнес в Казахстане получит из бюджета 120 млрд. тенге. Это на первый взгляд немного — всего $1 млрд., но это 10% всей господдерж-ки экономики. Но важнее для малого и среднего бизнеса ослабление налогового пресса и сокращение полномочий контролирующих и проверяющих чиновников. В Казахстане корпоративный подоходный налог (КПН) с 2009 г. снижен до 20% (с прежних 30%), а в 2011 г. уменьшится до 15%, НДС — с 13% до 12%. Доход предприятия, не облагаемый НДС, вырастет в два раза до 38 млн. тенге ($320 000). Наконец, малые и средние предприятия Казахстана освобождены от авансовых платежей по КПН и могут переносить убытки на срок до 10 лет (вместо прежних трех). Что немаловажно, предусмотрена строгая дисциплинарная ответственность (увольнение и крупные денежные штрафы) чиновников и сотрудников правоохранительных органов за незапланированные проверки предприятий. Отечественные предприниматели предлагают дополнить казахстанские методы поддержки бизнеса другими мерами, которые облегчат положение «малышей» в кризисный период. Это налоговые каникулы (за исключением ЕСН и пенсионных отчислений), создание эффективного и прозрачного механизма рассрочки уплаты налогов и сборов (налогового кредита) и, наконец, законодательный запрет предварительного заключения под стражу подозреваемых в экономических преступлениях.
(Газета «Ведомости» от 26 февраля 2009 года).
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |