Не так давно в Алматы на заседании совета Ассамблеи народа Казахстана было принято положение о научно-экспертном совете. О том, какая роль отводится данному сообществу экспертов и самой Ассамблее в целом, а также о насущных проблемах межэтнических отношений в нашей республике мы беседуем с доктором философских наук, академиком ЕАЕН, членом вновь созданного научно-экспертного совета при АНК Владимиром Коченовым.
- Владимир Григорьевич, прежде всего, хотелось бы узнатьВаше мнение об Ассамблее народа Казахстана. Ведь не секрет, что одни отзываются о ней как об уникальном институте, другие называют декоративным органом, не способным реально влиять на ситуацию в сфере межэтнических отношений.
- Все зависит от того, какой смысл мы вложим в назначение Ассамблеи, какие цели и задачи перед ней поставим. Полагаю, что АНК - уникальный институт, способный сыграть огромную роль в гармонизации межэтнических отношений. Ведь сколько бы мы ни говорили о наших успехах в этой сфере, проблем также предостаточно, и решать их надо системно, методично, на научной основе. И Ассамблея в этом плане может сыграть выдающуюся роль. На мой взгляд, перед нами (и перед Ассамблеей, в частности) стоит архиважная задача формирования общности людей, единой нации, которая ощущала бы себя, свою судьбу неразрывно с этой землей.
-Создан очередной совет при Ассамблее. На этот раз научно-экспертный. С какой целью?
- В совет вошли около тридцати человек. В большинстве своем это видные ученые, которые занимаются проблемами межэтнических отношений, социологи, политологи, - словом, специалисты, на которых возложена задача научного обеспечения деятельности Ассамблеи. В совет были приглашены отнюдь не «свадебные генералы». Эти люди, действительно, специалисты в области этнополитики, которые обладают научными знаниями в данной области и своим видением проблематики и вопросов развития межэтнических отношений в Казахстане. Экспертно-научный совет должен заняться комплексной экспертной оценкой тенденций этнополитического, социально-экономического и конфессионального развития нашей республики. Мы уже провели первое заседание, на котором определили основные направления работы. Для меня видится наиболее актуальной проблематика, связанная в первую очередь с терминологией.
- Вы все время говорите о каких-то проблемах. Нельзя ликонкретизировать?
- Главный вопрос, на мой взгляд, заключается в проблеме национальной идентичности. К сожалению, мы до сих пор не определились с такими базовыми понятиями, как «нация», «народ», «родина», «национальность» и так далее. До недавнего времени мы говорили о народах Казахстана. Ассамблея почему-то тоже была народов Казахстана, первомайский праздник назывался «День единства народов Казахстана» и так далее. Между тем, в нашей Конституции четко прописано: «Мы - народ Казахстана». Понятно, что в одном государстве может быть только один народ. И когда иногда с высоких трибун доносится: «народы, проживающие в Казахстане», совершенно очевидно, что имеются в виду этносы, которые еще принято называть диаспорами. Следовательно, есть народ и есть этносы, его составляющие. Народ на латинском обозначает natia. Стало быть, «народ» и «нация» - это одно и тоже.
Лично меня также смущает понятие «казахстанская нация». Если помните, в нашей недавней истории граждан СССР именовали «советскими людьми», еще пытались внедрить в сознание людей термин «советская нация». Между тем, стоило гражданину СССР выехать за пределы Союза - и там, в Европе или Америке, его называли «русским», независимо от того, выходцем из Казахской, Азербайджанской или еще какой другой республики Союза является данный гражданин.
То же самое происходит сегодня с любым гражданином Казахстана, стоит ему пересечь границу - в России, Европе или Америке его назовут «казахом». Для представителей коренного этноса нашей республики это совершенно нормально. Казах всегда с гордостью будет называть себя казахом, а не казахстанцем.
«Казахстанец» - это, мягко говоря, термин свободного пользования. Примерно то же самое, что и «советский человек». Наверное, казахстанцами предпочтут себя называть те, кто считает нашу республику своей «второй Родиной». Спрашивается: разве могут быть у человека две Родины? Родина,Отечество - это та страна, где ты появился на свет, делал первые шаги. Это такое же святое понятие, как «мать» и «отец».
- Родина всегда одна, - говорил мне в Берлине 90-летний русский барон, которого в пятилетнем возрасте родители навсегда увезли из России. Когда у него спрашивали: «Послушайте, барон, почемуВы помогаете большевистской России, которая лишилаВас иВаших родителей всего и изгнала на чужбину?», он отвечал: «Вам этого не понять. Родина всегда одна».
Я хочу сказать, что такие понятия, как «вторая родина», «историческая родина», лишены всякого смысла. С таким же успехом можно утверждать, что ущелье Олдуэй в Африке, где были найдены самые древние останки человека, и есть «историческая родина» всех людей, живущих на Земле.
- ТакВы предлагаете всем гражданам нашей республики именоваться казахами?
- А мы и есть казахи, коль родились здесь, выросли, живем на этой древней и прекрасной земле, верой и правдой служим ей, своей республике, своему народу.
- Вам не кажется, что подобными призывамиВы можете навлечь на себя гнев некоторой части казахстанцев?
- Может, не сегодня-завтра, но когда-то мы обязательно к этому придем. Мне кажется, лучше сейчас определиться, особенно тем, кто пытается прикрываться понятием «вторая родина»: с какой Родиной они видят свое будущее? Думаю, один из главнейших вопросов - вопрос национальной идентичности - имеет очевидное решение, подсказанное самой жизнью. Казахи - это не только название этноса, формирующего наше государство, но и принадлежность каждого его гражданина к великой стране.
Понятно, что тех, кто не хочет, чтобы их именовали «казахами», никто не будет неволить. Это вопрос свободного выбора каждого, для кого Казахстан является Родиной, а земля эта священной. Уверен, что, к примеру, наш замечательный Герольд Бельгер нисколько не оскорбится, если его кто-либо назовет казахом. Я совершенно точно знаю, что солидарен со мной и другой наш замечательный соотечественник, прославленный олимпийский чемпион Владимир Смирнов. Как бы ни пытались уговорить его поменять гражданство, но он не шел на это и всегда неизменно выступал под казахстан- ским флагом.
На одной пресс-конференции с участием Смирнова, где также присутствовал мой давний приятель Кайрат Жусупов, шведская журналистка спросила последнего: «Господин Жусупов, вот вы - казах - очень смуглый, а мистер Смирнов - тоже казах - светлый и рыжеволосый. Чем можно объяснить, что казахи такие разные?»
- Дело в том, что у нас в Казахстане, все, кто родился ночью, - смуглые, а те, кто днем, - светлые, - отшутился Кайрат.
Я точно знаю, что и Герольдом Бельгером, и Владимиром Смирновым казахи очень гордятся и говорят про каждого из них: «Нагыз казах - настоящий казах!»
Нобелевский лауреат Габриэль Гарсиа Маркес устами одного из своих героев утверждал: «Земля становится для вас священной тогда, когда в ней покоится прах ваших близких».
Таковой эта земля является для большинства граждан Казахстана.
***
-Родина всегда одна, - говорил мне в Берлине 90-летний русский барон, которого в пятилетнем возрасте родители навсегда увезли из России. Когда у него спрашивали: «Послушайте, барон, почемуВы помогаете большевистской России, которая лишилаВас иВаших родителей всего и изгнала на чужбину?», он отвечал: «Вам этого не понять. Родина всегда одна».
Вопросы задавал
Марат ШИНТИМИРОВ.
Астана.
(«СentralAsiaMonitor», № 6, 2009год).
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |