• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

НАУЧНЫЕ ГРАНТЫ НА ЗАРПЛАТУ?

НАУЧНЫЕ ГРАНТЫ НА ЗАРПЛАТУ? В производстве промышленных товаров казахстанская составляющая может многократно вырасти, но доля импорта всегда будет больше. Самолеты, автомобили, танки, суда, тепловозы и многое другое невозможно производить в одной небольшой по численности населения стране. Но доля казахстанских товаров сельскохозяйственного производства в стране может быть и должна быть несоизмерима больше импорта. Чай, кофе, тропические фрукты – вот что мы обречены завозить, все остальное можно выращивать и перерабатывать самим. Большие резервы в этом плане и у нашей области.

НАУЧНЫЕ ГРАНТЫ НА ЗАРПЛАТУ?

Во всем мире наука и производство неразрывно связаны между собой. Результатом этого совместного труда, например, в сельском хозяйстве, является внедрение новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, пород животных. Ученые – селекционерысоздают их долгие годы, но итог того стоит, поскольку выведенные сорта породы высокопродуктивны.

Приведу такой пример. В 1940-х годах американские ученые-селекционеры решили вывестиновый гибрид кукурузы. Государство создало им все условия для научной работы, в первую очередь подпитывало материально,и даже во время второй мировой войны,работа в этом направлении не прекращалась. Создавали гибрид болеетридцати лет, и готов он был только в начале 1970-х годов. Внедрив новинку в производство, получили потрясающий эффект – за короткий срок гибрид окупил не только тридцатилетние затраты, связанные с научной работой, но и все затраты на сельхознауку США за время ее существования. Таких фактов в мире предостаточно. Поэтому в большинстве стран на содержание науки выделяются серьезные деньги. Понятно, что плоды ее пожинают не сразу, а через годы, но это и есть работа на перспективу. Ведь новые, высокопродуктивные сорта культур и породы животных нужны не только сейчас и сегодня, они необходимы всегда.

У нас же в областисложилась совершенно иная ситуация. Наука и производство существуют сами по себе, отдельно друг от друга. Новые сорта и гибридытак и остаются в стенахнаучных лабораторий ТОО «НИИ риса».

В свое времяКазахский научно-исследовательский институт риса,имел государственный статус и считался одним из лучших в республике. Здесь успешно работали более двухсот сотрудников. Ученые выводили новые сорта сельхозкультур, улучшали их качества, и«Акмаржан», и «Кубань»были выведены группой ученых этого института.

Проблемы начались в 1990-х годах. Не было средств на содержание НИИ, с годамиполностью развалилась материально-техническая база госучреждения. Постоянные задержки заработной платы привели к сокращению штата на треть. Сейчас вся техника изношена, и ученые проводят опыты на полях института, вооружившись кетменями и лопатами. В позапрошлом году удалось купить только сеялку для использования гребневой технологии на поле. Имеется, правда,современная биотехнологическая лаборатория, установленная при содействии Корейского агентства по международному сотрудничеству. Ее предназначение – производство микроклонированных пробирочных растений и выращивание безвирусного исходного материала для элитного семеноводства картофеля. Запуск ее позволитученым стабильно производить элиту для безвирусного семеноводства. Но дорогостоящее оборудование бездействует четвертый год, поскольку у института нет денег на его эксплуатацию. ТОО НИИ находится на республиканском балансе.

Вообще организационная форма товарищества с ограниченной ответственностью для научно-исследовательского института уникальна. Это нечто в роде хозрасчетного синхрофазотрона. Такого мировая практика не знает. Прикладная наука финансируется обычно государственными грантами и за счетфондовкомпаний потребителей научной продукции. Есть такжевенчурные фонды, которые кредитуют научные проекты очень длинным ( до двадцати лет) займом. Еще вариант по создание научно-производственной компании, которая создает научный продукт и его эксплуатирует. В нашем случае выбран свой путь – тупиковый.

–По итогам нынешнего республиканского конкурса институт выиграл грант в38 миллионов тенге, – говорит директор ТОО, профессор Турехан Карлыханов.–Этого достаточно только на заработную плату сотрудникам, которую мы не видели уже два месяца, и получим только, когда нам перечислят эти деньги, и на хозяйственные расходы. А на чтоприобрести технику? Ведь скоро начнется сев, и необходимо проводить сортоиспытания на опытных полях. Ее у нас вообще нет никакой, поэтомуарендуем у хозяйств. О дорого­стоящих реактивах и другомнеобходимом оборудованиимы и не мечтаем.

Недавно ТООпредоставилов областное управление сельского хозяйства бизнес-план на 100 миллионов тенге. Если ученые получат хотя бы половину необходимых денег, то можно будет купить семяочистительные машины для селекционной работы.

Еще три года назад ученые отдела селекции получили новые сорта риса –«Арал -5», «Арал-6», «Арал -7».

- Первые результаты посортам получили в 1993 году,- рассказывает доктор сельскохозяйственных наук, заведующий отделом селекцииАлександр Подольских. – Они созданы в рамках специальной международной программы «Супер -рис», обладают более высоким генетическим потенциалом, чем предыдущее поколение, могут повысить урожайность в несколько раз. Например, российские ученые, ведущие селекционную работу по этой программе, задались целью получить по160 центнеров с гектара. Китайские - еще три года назад начали кампанию популяризациидвадцати «супер-сортов». Их культивируют, и выделили под них около трети всех площадей риса, а это более восьми миллионов гектаров. У нас же готовые семена, способные в разы увеличить урожайность, до сих пор находятся в стенахлабораторииинститута. Из-за слабой технической базы у ученых нет возможности вырастить «супер-семена» в достаточном количестве и обеспечить имирисоводов области.

Убедиться в том, что «Арал-5» - высокопродуктивный сорт, можно наглядно. В лаборатории института, под стендовым стеклом рядом стоят метелки «Акмаржана», российского «Новатора» и «Арала-5». Самая жиденькая метелка у «Акмаржана», хотя, как считает ученый, сорт этот, вопреки утверждениям, не изжил себя. Если вести по немуселекционную работу, то реально получатьвысокие урожаи.

У «Новатора» метелка крупнее «акмаржановской», и на ней зерен больше. Наш «Арал -5»,по количеству зерен на метелке, превосходит и тот, идругой, и как утверждает ученый, при соблюдении всех агротехнологий, способен дать 100-120 центнеров с гектара.К тому же, выведен он в местных условиях, и поэтомуприспособлен лучше российского. Однако «Арал-5» рисоводы области не сеют, а под российский «Новатор» какую-то часть земли аграрии отвели и в этом сезоне.В этой связи возникает вопрос – почему готовый местный сорт, при всех своих плюсах, так и не внедрили в производство?

- Главная проблема - не в наличии или отсутствии собственных сортов, - отвечает Александр Подольских. - Каждый из них - механизм, и он должен заработать. Мы создаем его модель, дальше необходимо ввести его в промышленное семеноводство. Тольков том случае он дойдет допотребителя.

До потребителя, как получается на практике, местные сорта не доходят, поскольку вся система семеноводства с наукой не имеет ничего общего. Восстановить связи необходимо по четырем пунктам – дать возможность селекционерам плодотворно работать, ввести полученный сорт в первичное семеноводство, передать его на промышленное семеноводство местным семхозам и выращивать на производственных площадях. При соблюдении этой цепочки можно получать собственные семена в достаточном количестве. У нас в области ни одно из этих условий не выполняется. Ученые, по вышеназванным причинам, не могут работать на результат - нет связи науки и производства. Поэтомунашим рисоводам приходитсявыкладывать огромные деньги на покупку семян в России, а собственные -украшают толькостенды институтской лаборатории. В этой связи хотелось бы напомнить,что привозные рисовые семена – товар, у которого есть автор и патентодержатель, имеющие законное право на денежное вознаграждение, так что рассчитываться по этой статье придется постоянно. Но без собственного семеноводства нам не обойтись, ведь без него поднять отрасль невозможно. И сколько бы ни говорили, что регион – главная житница страны, без связи науки и производства скоро будет не обойтись.

Мира ЖАКИБАЕВА.

На фото: Слева направо: «Акмаржан», «Арал-5»,

«Арал-6», «Новатор».

5 марта 2009 05 март 2009 г. 259 0