• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
+13 °C
Ветер: 2 м/с
Влажность: 45 %
Давление: 753 мм

СПУТНИК КОКСАРАЯ

На Караозеке унылая пора. Высохло большинство водоемов здешних озерных систем. Кое-где остались лужицы, в которых пируют бакланы, цапли и чайки, охотясь на оказавшуюся в западне рыбную молодь. Роются в обнажившемся иле дикие свиньи, приходят полакомиться рыбкой лисы и шакалы. Осень для них оказалась сытной.

Маловодье, оно и в Караозеке маловодье. Летом не хватало воды, чтобы подпитывать озера, а та весенняя вода – половодье — из-за отсутствия гидросооружений ушла обратно в Сырдарью, что и предопределило бедствие озерных систем. Десятки, а, может, и сотни тонн рыбы оказались в желудках хищников или вовсе пропали даром. Возле одной из луж обнаружил рыбешек с откушенными головами. Дикие свиньи, когда наедаются, откусывают у рыб только головы и выжевываютсок. Останки рыб доедают вороны. Не случайно в этих местах обосновались тысячи крылатых хищников, кормежка здесь отличная.

Почти нет и перелетных птиц. Если в прошлые годы, во время осеннего перелета, озера превращались в птичьи базары, то сейчас они тоскливо безголосы. Только на самом красивом озере Бегим слышен гогот гусей и кряканье уток. Это единственное место в системе, где можно поохотиться.

Так выглядит это место сейчас, но на следующий год все уже будет по-другому. Строительство на протоке Караозек нового гидротехнического сооружения позволит не только аккумулировать в системах огромные объемы паводковых вод, но и избегать бедственных ситуаций.

На окраине системы Аузкуль навеки привалился к бархану железный катер. В Аральском море первые металлические рыбацкие сейнеры появились в начале 1960-годов. Здесь, в Аузкуле, он появился раньше, еще до Великой Отечественной. Тогда никто не считал, сколько миллиардов «кубов» воды вмещали караозекские системы озер, но, по мнению специалистов-водников, не менее трех. Строительство гидросо­оружения на Караозеке позволит аккумулировать примерно столько же воды, но при условии проведения и других гидромелиоративных работ.

Пока караозекские системы плохо исследованы, и поэтому весной, когда на протоке открываются все шлюзы и почти 500 кубометров воды в секунду сбрасывается вниз, никто точно не знает, куда эта вода пойдет. В этом годубыл затоплен молодой саксаульный лес, под водой оказались сотни гектаров кустарников. Но при этомдо многих водоемов вода так и не добралась. Протоки, по которым в былые годы в них поступала вода, засыпаны песком. Чтобы увеличить емкость систем, необходимо прочистить к старым озерам пути. В этом случае вода будет поступать в водоемы, а не разливаться по степи.

Но даже без проведения этих работтолько одно строящееся гидротехническое сооружение может восстановить биокомплекс Караозека и традиционные миграционные пути многих перелетных птиц,обогатив нашу фауну и флору. Проект, инициированный акимом области, замечателен тем, что кроме экологического эффекта он будет работать на экономику и, что особенно важно, значительно снизит опасность затопления населенных пунктов и территорий паводковыми водами. На Караозеке создается система регулирования водными ресурсами.

Недавно делегация кызылординцев, возглавляемая Болатбеком Куандыковым,посетила строительные объекты Коксарайского контррегулятора, возведение которого начато по решению Главы государства. Оценивая проект, аким области заметил, чтоКазахстан приобретает возможность управлять водными ресурсами реки Сырдарьи и обретает в этом отношении независимость от своих соседей. И это действительно так.

Но в условиях глобального продовольственного кризиса, когда все страны стараются использовать ситуацию и увеличить производство сельхозпродукции, такая же задача стоит и перед регионами Казахстана в отдельности. Для этой цели будут использованы все имеющиесявозможности и ресурсы, в том числе и водные. Поэтому нельзяисключать и жесткую конкуренцию за сток Сырдарьи и между регионами,особенно в маловодные годы. В этой связи, может быть, есть смысл сегодня продумать вопрос о водной независимости региона.

Несколько лет назад Правительству был представлен на рассмотрение альтернативныйКоксарайскому контррегулятору проект, который включал в себя реконструкцию гидросооружений на Жанадарье, Теликольском канале и ряде других водных магистралей, подводящих воду к озерам. Проект был направлен на восстановление озерных систем, которые способны принять до 7 миллиардов кубометров воды. В преж­-ние годы, по сути, все системы региона являлись природными контррегуляторами и даже в самые многоводные годы могли в полном объеме принимать паводок. Так было и до существования Шардаринского водохранилища. Если не ошибаюсь, альтернативный проект стоил чуть больше 50 миллионов долларов. Но он был отвергнут уже потому, что на самом деле не являлся альтернативой, так как не обеспечивал безопасность всех территорийпри паводке. На мой же взгляд, этот проект должен был идти не альтернативой, а спутником Коксарая.

Наверное, не стоит говорить о реализации всех компонентов названного проекта, вэтом сегодня нет острой необходимости. Но некоторые из них привлекательны тем,что значительно снижают угрозу затопления областного центра, центральных и северных районов,при этом обеспечивая водохозяйственную безопасность и позволяя регулировать водные ресурсы на региональном уровне. Речь идет о восстановлении Нансайской, Коксуйских и нескольких других озерных систем, находящихся до Кызылординского гидротехнического сооружения. Собственно, эти системы существуют и сейчас, но чтобы они могли забирать из реки большой объем воды, нужна рекон­струкция проток, каналов и гидросо­оружений. По мнению наших кызылординских водников, в южных системах, которые также являются природными контррегуляторами, можно аккумулировать до 2 миллиардов кубометров воды и как минимум половину от этого объема летом в поливной сезон возвращать в Сырдарью, тем самым регулировать водный баланс реки в низовье. Все расчеты по этим компонентам у специалистов имеются, и стоит проект около миллиарда тенге. Проблем с заполнением не предвидится. Даже в маловодные годы паводки зимой и весной на Сырдарье настолько обильные, что воды хватит заполнить и караозекские, и южные системы, и Коксарай. Про средние по водности годы и полноводные и говорить нечего.

Создание в регионе своих контррегуляторов позволит устойчиво развиватьсельхозпроизводствои полностью стабилизировать ситуацию в агропромышленном комплексе области, причемпри сравнительно небольших инвестициях, которыеможет выдержать и местный бюджет.

Есть еще один вопрос, касающийся водных ресурсов, который давно бы следовало поднять работникам водного хозяйства. Это вопрос деградации Сарысуйских пастбищ, которые во все времена были прекрасными джайляу. Вот уже более пяти лет канал Сарысу, по которому обводнялись пастбища и водоемы Теликольскойсистемы, - сухой. Высохли и озера из-за падения уровня грунтовых вод, практически не работают скважины. Деградирует вся природа урочища Сарысу.

В прежние годы схема подачи воды в Сарысу согласовывалась с Комитетом по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК, затем делегация из Кызылорды направлялась в Жезказган, где согласовывала пропуски в Сарысу установленногообъема воды из двух жезказганских водохранилищ. Сейчас за эту жизненно необходимую для природно-хозяйственного Сарысу – Теликольского комплекса воду никто не борется, и поэтому мы теряем комплекс, превращая его в очередную зону бедствия. Кызылорда имела квоту на часть воды, накапливаемой для производственных нужд в водохранилищах, и потеряла ее. На мой взгляд, с этим мириться нельзя.Сегодня, когда по инициативе руководства области восстанавливаются даже мертвые озера, благотворно сказываясь на экологии края, нужно дорожить каждой частицей живой природы. И уж тем более нельзя потерять уникальный и неповторимый комплекс.

Владимир ЛИ.

6 декабря 2008 06 декабрь 2008 г. 0 0