«Новую жизнь в Перовск вдохнуло открытие железной дороги. Самые интересные исторические события края, начиная с 1905 года, так или иначе связаны с Оренбургско-Ташкентской веткой железнодорожного пути.
Момент, когда через Перовск прошел первый состав, можно считать отправной точкой в развитии многих сфер бытия местного человека. Практически – всех».
Эта фраза заучена экскурсоводами областного историко-краеведческого музея еще с советских времен. Она не устарела. И если открытие железной дороги послужило катализатором развития края – великолепно. Но коренным кызылординцам очень дороги те небольшие, на первый взгляд, события, которые случились как раз с момента взятия русскими войсками крепости Ак-Мечеть и до «железнодорожного периода». Это время активного взаимопроникновения культур народов друг в друга, первый удачный обмен опытом и ценностями духовными, прикладными. Именно на этот период приходится открытие первых школ низовий Сырдарьи. Об истории образования «азиатских краев» тех лет много упоминаний в записках русских ученых, писателей, путешественников. В тех местах дневниковых и прочих записей конца девятнадцатого века, где идет речь о первых школах, городской жизни, интернациональности и колорите присырдарьинского населения, упоминается часто маленький городок Казалинск. Именно он потом стал местом состыковки при прокладке железной дороги «Оренбург - Ташкент» в наших местах. В Казалинске была открыта и первая официальная школа края. Но обо всем по порядку.
28 июля 1853 года русские войска штурмом (со второй попытки) взяли крепость Ак-Мечеть. В августе того же года «высочайшим повелением» в целях «увековечения памяти подвига» оренбургского и самарского генерал-губернатора, человека, лично командовавшего «взятием кокандской крепости» – Василия Алексеевича Перовского крепость Ак-Мечеть была переименована в форт Перовский. В 1858 году на казенные средства в Перовске уже строились маленькие домики для «женатых нижних чинов». И жизнь среднеазиатского городка значительно изменилась. В 1867 году форт был переименован в уездный город Перовск Сырдарьинской области. С каждым годом увеличивалось его население, которое было многонациональным, налаживалось городское хозяйство, активизировалась торговля.
Маленький Казалинск же был для имперского правительства в этих краях фортом № 1, через него лежал путь на Ак-Мечеть, ближе, чем Перовск, он был к Аральскому морю, ближе – к исконно русским землям. О том, как в краю, где многие люди в конце девятнадцатого века и в глаза не видели письменных принадлежностей, создавались первые учебные заведения, подробно пишет русский путешественник Петр Иванович Пашино.Инициатива открытия первой школы в Казалинске принадлежит оренбургскому епископу Антонию Радонежскому. В конце 1858 года было предписано священнику форта №1 Александру Гавриловичу Победоносцеву «употребить возможное старание к открытию в форте школы для детей обывателей форта и на первый раз в небольших размерах и с удобоисполнимой программой, состоящей в обучении детей чтению, письму, священной истории и катехизису, а, прежде всего, общеупотребительным молитвам». Первое казалинское училище было открыто 21 января 1860 года. Посещали его тридцать три учащихся, в том числе две девочки. Обстановка училища была весьма скромная: все помещалось в одной комнате старого здания, вместо классных скамеек и столов были сделанные хозяйственным способом лавки. Также одна большая и несколько малых досок. Учащимся было выдано немного бумаги, чернил и мыла, а книг – ни одной, потому что выписанные учебники еще не прибыли в городок. На обзаведение школы было отпущено целых 30 рублей. Преподавателю училища, местному священнику, генерал-губернатором вменялось в обязанность, чтобы в программу преподавания входило практическое обучение мальчиков на счетах и начальная часть арифметики и чтобы в училище были допускаемы дети киргизов, «когда со стороны ордынцев будет на то согласие и желание». После первого выпуска в 1862 году в школу ходили 28 мальчиков.
В сентябре 1863 года казалинская школа была закрыта. Предполагалось, что все ученики перейдут в киргизскую школу, которую вот-вот должны были открыть. Но разные обстоятельства этому мешали. И священник Победоносцев до конца 1865 года вел занятия с учениками у себя на квартире, число его питомцев в октябре 1865 года достигло сорока человек.
Женская школа в Казалинске распахнула свои двери 9 февраля 1861 года. Священник Победоносцев постарался открыть её без предварительного разрешения начальства в надежде, что хорошее дело будет одобрено. Школа помещалась в квартире священника, и преподавательницей была дама Кирьякова, близкая его родственница. В заведении обучались грамоте, шитью, вязанию и вышиванию 13 девочек в возрасте от 6 до 10 лет. На содержание школы было израсходовано 40 рублей, собранных «по подписке». Закрыта она была в конце 1862 года из-за отъезда учительницы.
Вопрос об открытии школы для киргизских детей в Казалинске возник в конце пятидесятых годов девятнадцатого века. По этому поводу войсковой старшина Карамышев, отвечавший за порядок среди населения городка, заявлял, что «многие киргизы охотно отдали бы в училище своих сынов, если бы начальству было угодно принять содержание их на счет казны и учить при том татарскому языку».
После переписки с министерством образования, длившейся года четыре, деньги на постройку школы были выделены, и здание к концу 1863 года было готово, но школа по разным причинам не могла быть открыта. Вот что дословно об этом пишет Пашино: «…Первым учителем школы был назначен в апреле 1863 года воспитанник оренбургской киргизской школы Юль-Мухаммед Байджанов, оказавшийся малограмотным и фанатиком. Вследствие отзыва о Байджанове, что он будет стараться не об искоренении фанатизма между киргизами, а о поддержании его, чтобы таким образом войти в расположение киргиз в надежде материальных выгод, к которым он имел большое поползновение, он в апреле 1864 года был удален».
В ноябре 1864 года в Казалинск прибыл другой учитель – Мумин Байдусов из воспитанников той же самой оренбургской киргизской школы, и в конце 1865 года при 6 учениках Байдусов приступил к работе. В его школе обучались и дети русских поселенцев. Сведений о числе учащихся и их успехах в делах не отражено. Но известно, что для учеников-киргизов при школе была ученическая квартира, содержавшаяся на местные средства.
1 января 1872 года школа была преобразована в «…городское двухклассное училище с ремесленными при нем классами». С отпуском из казны на содержание его 2190 рублей в год, а в 1879 году вновь произошли преобразования - школы в трехклассное городское. В 1884 году при училище были открыты вечерние курсы для взрослых туземцев, на которых число слушателей в 1887 году было 16 киргизов. Закрыты курсы были в 1890 году за отсутствием слушателей. Число учащихся в училище в 1882 году было 90, из них 10 киргизов. Затем число учащихся повышалось и доходило до 140, но с закрытием в 1910 году первого класса число учащихся упало до 100, из них 66% русских, 26% киргизов, 1 % евреев и 6% татар. Русско-туземное училище открыто в Казалинске 1894 году. Помещалось оно в наемном доме –неудобном и сыром. Число учеников достигало 60, из которых 8% русских, 60% киргизов, 20% татар и 12% туземных евреев. Преподавателей было два, из них один киргиз. На содержание школы отпускалось ежегодно 1858 рублей. Интерната при училище не было.
С 1904 года при училище существуют вечерние курсы для взрослых, число слушателей достигает 20 человек, в большинстве сарты-торговцы. Татарская школа в Казалинске устроена в начале семидесятых годов девятнадцатого века, она была небольшая и помещалась в квартире муллы, после для нее стала наниматься отдельная квартира и был приглашен учитель из Оренбурга.
В 1903 году школа преобразовалась в «новометодный мектеб», и был приглашен для работы второй учитель также из Оренбурга, получивший образование и воспитание в одном из шести тамошних медресе. Кроме того, преподает в учебном заведении и мулла. Курс школы четырехлетний, соответственно чему ученики размещаются в четырех комнатах-классах. Обстановка – европейская. Число учеников достигает вскоре 100 человек, из них 83% татар, 10% туземных сартов, 5% киргизов и 2% татарских девочек. Содержание училища обходится ежегодно в 700 рублей, из которых 200 рублей расходуются на оплату труда и стол старшего учителя и 180 – младшего. Деньги на содержание училища собираются между прихожанами мечети.
Обучение считается бесплатным, но в действительности родители учащихся по мере сил и возможностей делают подарки учителям деньгами, разными предметами, необходимыми в обиходе. Сартовских школ для мальчиков в начале двадцатого века в Казалинске было даже две, при мечетях. Преподавали там муллы, получая вознаграждение с родителей учащихся деньгами и предметами первой необходимости. Число учеников в этих школах – по 15-20 в каждой.
А вот запись Петра Пашино, сделанная уже после революции, в начале двадцатых годов века прошлого: «…Киргизская школа для мальчиков существует 6-7 лет. Число учащихся достигает 50. Учитель один из киргизов. Преподавание ведется по новому методу. Вводится классная обстановка по европейскому образцу. Учитель определенного содержания не получает, вознаграждается соответственно их средствами. Татарская женская школа помещается в квартире муллы. Преподавательницей состоит жена муллы. Число учащихся достигает 40. Особенное стремление к обучению девочек появилось со времени революции. Учительница вознаграждается приношениями учащихся родителей.
Еврейский хедер в старом Казалинске существовал лет сорок, число учащихся его было невелико. Казалинская общественная библиотека имени контр-адмирала А.И. Бутакова открыта 21 ноября 1900 года. Существовала она на 300 рублей, отпускаемых городом, членские взносы, пожертвования и сборы с устраиваемых в пользу нее вечеров. Читальных комнат здесь было две: из них одна носила название «народной».
Если вы заметили, образование в маленьком азиатском городке того времени было поистине интернациональным. С русским и казахским языком обучения (ведь «киргизами» тогда было принято называть и казахов), сартовские школы для детей узбеков-торговцев. Школы татарская и еврейская. Казалинск был тем городом, в котором не возбранялось селиться татарам, прибывшим сюда преимущественно из Оренбурга и Оренбургской губернии. В основном они занимались здесь торговлей и представляли собой сплоченную группу, связанную денежными и религиозными интересами. Вот дословно из документов того времени: «…Татары в Казалинске группируются около фирмы известных оренбургских купцов Хусаиновых, имеющих в киргизских степях миллионные дела. Татары, разъезжая по киргизским аулам с торговыми целями, вместе с тем развозят и массу книг религиозного содержания, преимущественно казанского издания, имея в виду укрепить киргизов в началах мусульманской религии и развить среди них арабскую грамотность».
В 1875 году и в последующие годы, до 1880 года включительно, население города Казалинска пополнилось высланными сюда за неповиновение властям и отказ выполнять воинскую повинность уральскими казаками числом около тысячи человек. Первая партия уральцев была пригнана в Казалинск 28 октября 1875 года. Уральцы были размещены частью по квартирам, а частью в казармах. Они отказывались исполнять какие-либо указания и всегда ходили одетыми в несколько халатов и кафтанов, подпоясанные кушаком, как бы готовые к тревоге, к побегу.
Когда их спрашивали фамилии, они давали ответы: «Раб Христов, Создание Божие». Начальников называли не иначе, как «антихрист», а солдат – «крупа». Петр Иванович Пашино замечал: «…Когда нужно было вывести их из квартир, то они брали друг друга за кушаки, и, чтобы разделить их, употреблялись в дело оренбургские казаки, которые в таких случаях пускали в ход нагайки. Выведенные при помощи нагаек на площадь уральцы падали лицами вниз и лежали до тех пор, пока их из этого положения не выводили посредством тех же нагаек и розог. Когда наказывали одного, то поднимался крик:
– Бей и меня, бей и меня! Убей всех нас, антихрист!
Предложено было в 1876 году образовать из уральцев военно-рабочий батальон, но они не желали что-либо делать, а справиться с ними силой было невозможно. В 1880 году к уральцам, поселенным в Казалинске, были привезены их семьи, но ни одна из женщин не желала признавать своего мужа, то же самое делали и мужчины. Тогда власти просто бросили баб с ребятишками на произвол судьбы. Оставленные в покое, люди потихоньку стали обживаться. Переходить к своим мужьям жены или мужья, разыскивать своих супружниц и детей. Некоторые уральцы пробовали убегать на родину, но их ловили, страшно били розгами и везли обратно вКазалинск.
Евреи, выходцы из Бухары или других мест, со времени основания Казалинска также до 1 января 1887 года беспрепятственно здесь селились и обзаводились домами. Затем новый их наплыв администрацией был приостановлен, и в начале 1910 года их осталось здесь на жительстве 25 семейств, которым даны «права туземных евреев» тем же порядком, что и в Ташкенте. Следующую группу населения Казалинска составляли, как это описывается наблюдательными статистиками по меркам того времени, «…сарты и таджики из разных городов и кишлаков Бухарского ханства, сарты из русского Туркестана, узбеки из Хивинского ханства, каракалпаки из Аму-Дарьинскаго отдела и персы, называемые здесь кызыл-башами. В недавнем прошлом, до завоевания Туркестанского края русскими, персы представляли из себя особый вид товара, которого много было на рынках Бухары, Хивы и Ташкента. Персов привозили сюда для продажи туркмены, захватывающие их в плен при набегах на Персию. Их особенно охотно покупали киргизы не только Туркестанского края, но и других областей. Так, например, нам приходилось неоднократно видеть кызыл-башей и их потомство от браков с киргизками в Тургайском уезде,Тургайской области».
Последнюю группу населения дореволюционного Казалинска составляли «отсталые» люди от разных переселенческих партий приволжских и малороссийских губерний, двинувшиеся в Туркестанский край после голодного 1891 года.
По всеобщей переписи в 1897, к примеру, году в городе Казалинске населения мужского – 4303, женского – 3282, а всего – 7585 человек.
У филокартистов можно достать репродукции с фотооткрыток начала двадцатого века, которых в Казалинске было сделано чрезвычайно мало. Сейчас это раритеты. Хлебная площадь, центральная улица, скотный рынок, где по выходным дням перепродавали вьючных верблюдов и лошадей, баранов и волов. Очень долгое время городок и выглядел так, как это видно на открытках – большим аулом. Планомерные ирригационные работы начались здесь в 1879 году, первые фонари-коптилки появились в 1884 году, пожарный обоз в виде двух бочек на арбах был заведен через пару лет и скоро бесславно канул в Лету. Просто-напросто бочки развалились. Их покупали снова за казенный счет в 1909 году и хранили в уездном управлении, «чтоб не повторилось недосмотра».
У Казалинска была реальная возможность стать центром огромного края, ведь к 1904 году здесь уже было общественное собрание, через год городок стали приводить в порядок по «ташкентскому образцу». Но судьбе это было неугодно. И сейчас Казалинск все тот же небольшой колоритный многонациональный городок, прилепившийся к железной дороге. Горожане еще помнят, где были купеческие дома, колодцы и школы, где стояла махонькая церковь. Но следы этих зданий остались только в памяти…
***
Интересно узнать, в каком году в самой Кызылорде были открыты первые школы? В местных архивах хранится немало сведений о том или ином учебном заведении – в каком году открылось, количество учащихся, педагогов и другие факты.
Самый достоверный, на мой взгляд, источник — личный архив историка-краеведа, профессора КГУ имени Коркыта-ата Мади Киреева. В нем есть сведения о первой в Перовске (так называлась в прошлые годы Кызылорда) школе. Открыли ее 14 апреля 1860 годадля русских детей по инициативе оренбургского архиепископа Антония Радонежского. Расположилось учебное заведение в квартире священника Андрея Маслова. Он же и стал здесьпервым учителем.
Учеников в первой Перовской школе было всего 15-девять девочек и шесть мальчиков, все они были детьми военных. Предметов в такой школе учитель преподавал несколько – закон Божий, письмо, арифметику.
А спустя три с половиной года, 14 декабря 1863 года, в Перовске появилась первая школа для детей-казахов. Учеников здесь было двадцать пять, шестнадцать из которых принадлежали к богатым знатным семьям. В торжественной обстановкепроходило открытие казахской школы, пригласили на него и командира гарнизона Веревкина. Военный передал от имени царского правительства самые наилучшие пожелания и поздравления детям. Тут же, при школе, действовал пансион на 25 мест, и дети из уездов могли в нем жить.
Поскольку в тот период Перовск был многонациональным городом, здесь стали появляться не только казахские и русские школы, но и татарские, узбекские. Чуть позже распахнули свои двери еврейский ходер и уральская школа –для детей из семей старообрядцев.
Самым престижным учебным заведением того времени считалось женское приходское училище. Первыми сели за его парты девять девушек. Казашек среди них не было, в основном –русские девушки. В 1904 году число учащихся в нем достигло пятидесяти, а в 1910 году – уже 155-ти.
Как свидетельствуют архивные документы, число школ в Перовске увеличилось с приходом Советской власти. Новое правительство стало уделять вопросам образования большее внимание, чем было при царском режиме. Двенадцатого декабря 1918 года выходит приказ народного комиссариата о создании школ в Перовске и уездах. После выхода в свет документа в городе открылось уже тридцать одна школа -17 казахских и четырнадцать русских. Все они были светскими, то есть религиозных предметов не преподавалось вообще. Из всех действовавших ранее церковных школ и медресе осталась всего одна мусульманская, учителем в которой служил татарин – Шаги - Ахмет Валиулин.
Новые учреждения образования, построенные в советский период, назывались в честь революционеров. Так, в Кызылорде ( в то время Перовск уже переименовали) работали школы имениМаркса, Свердлова, Червякова, Горького, Ленина. В школе имени Ленина было всего 117 учеников, а учителей -14. Казахским школам присваивались именаЛуначарского, Герцена, Каменева, Троцкого, общее количество учащихся в них было около семисот, а учителей – тридцать. К сожалению, до наших дней не сохранилась ни одна из этих школ.
К 1924 году в Кызылорде кроме школ распахнули свои двери четыре интерната. В них обучались дети с дальних мест области. Что касается архитектуры учебных заведений, то все они были простыми, одноэтажными, без удобств, а отопление былопечным.
Старейшей считается школа № 2, которую назвали в честь В. Ленина. Открыли ее в 1919 году, трудилось здесь в тот момент 28 педагогов,обучалось 840 учащихся.
Недалеко от нее действовала узбекско-татарская имени Энгельса. Где обучалось 244 ученика, а учителей было 12. В школе имени Карла Маркса насчитывалось 530 учеников, а ее первым директором стала Теплова. В 1939 году открылась школа имени Ворошилова, сейчас это гимназия №3. Первоначально в ней было всего 337 учеников, а учителей – девять. Самый короткий срок действия национальной школы был у польской, созданной для детей репрессированных поляков. Существовала она всего год.
Как свидетельствуют архивы, в 1938 году в области было уже 12100 учащихся. В 1940-м кроме школ и интернатов был открыт и детский дом для сирот.В этих же архивах нашла сведения о прошедшемпедсовете. В 1940 году в школе имени Карла Маркса разбирали поведение нескольких учащихся, которые, по словам педагогов, плохо учились, не посещали занятия, курили на перемене в туалете, сквернословили. Несмотря на то, чтопрошло столько времени, школьные проблемы, как показывает время, всегда одинаковые.
Однажды мне пришлось побеседовать с бывшей учительницей школы № 3 Ириной Фрог. Она уже несколько лет живет в Израиле, но не забывает свой родной город. А то, с какой любовью она рассказывает о том времени, когда впервые переступилапорог школы, меня просто восхищает. Как и ее прекрасное владение казахским языком.
— Пришла в эту школу в 1950-м годупосле окончания Кызылординского пединститута имени Гоголя, - рассказывала мне Ирина Наумовна. – Преподавала русский язык в казахских классах. Тогда обучение у мальчиков и девочек было раздельным. Классы были совсем маленькими, а учеников много, так что приходилось за одну парту сажать по три, а то и четыре.
В классах устанавливали контромарки, и в холодное время отапливали их углем. Писали ученики на газетах, поскольку тетрадей не было, а вместо ручек использовали гусиные перья. Перемена длилась несколько минут, и оповещал о ней сторож. Он обходил коридор, звоня в старый медный колокольчик.
В те годы немало учителей было у нас из числа репрессированных, невыездных, сосланных в наши края за «антисоветскую» деятельность.
В дальнейшем строительство школ продолжалось. Например, в 1956 году их было 268. Причем, возводить их стали и двух-и трехэтажными, светлыми и просторными.
P.S. Материалы подготовлены на основе документов из личного архива профессора М. Киреева, областного государственного архива, электронных баз публичных библиотек мира …
Наталья ДЕНИСОВА,
Мира ЖАКИБАЕВА.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |