В работе форума, прошедшего под эгидой НДП «Нур Отан» в центральном офисе партии, принимали участие руководители государственных органов, депутаты Парламента, партийное руководство, члены Республиканского и региональных общественных советов по борьбе с коррупцией, представители НПО, СМИ, научнойобщественности.
Участники диалоговой площадки, изучив опыт в борьбе с коррупцией, пришли на встречу с Президентом со своими предложениями и рекомендациями. В ходе встречи обсуждались не столько направления антикоррупционной политики, сколько поправки курса в свете полученного опыта в борьбе с этим социальным злом. В этом отношении программная речь Главы государства должна стать основополагающим вектором дальнейшей антикоррупционной деятельности государства.
...Коррупция — социальное зло, влиянию которого подвержены все без исключения страны мира. Более того, в современных условиях она превращается в глобальную проблему. Потому все передовые государства пересматривают свои модели борьбы с коррупцией с учетом новых вызовов, принимают законы, ужесточающие ответственность за коррупционные правонарушения.
Казахстан не исключение. Еще десять лет назад мы впервые на постсоветском пространстве приняли специальный Закон «О борьбе с коррупцией». Создан специальный орган — Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. В Уголовном кодексе установлен четкий перечень преступлений, признаваемых коррупционными. Ужесточена уголовная ответственность за взяточничество.
По инициативе Президента введен пожизненный запрет на занятие любых должностей в государственных органах и организациях для лиц, ранее уволенных с работы за совершение коррупционного правонарушения.
В целях снижения уровня коррупции в судебной системе ужесточена ответственность судей за совершение правонарушений и несоблюдение судей-ской этики.
Недавно Парламентом принят закон, предусматривающий более прозрачные процедуры выдвижения судей на руководящие судейские должности. Антикоррупционные меры преду-смотрены и в ряде законодательных актов, регламентирующих государственные закупки, налогообложение, таможенное дело, лицензирование и другие сферы.
Одним из важных инструментов реализации антикоррупционной стратегии является действующая при Президенте Комиссия по вопросам борьбы с коррупцией. Противостоять коррупционным проявлениям на региональном уровне призваны дисциплинарные советы при Агентстве по делам государственной службы.
— Не могу не отметить ту огромную работу, которую проводит НДП «Нур Отан». При партии созданы республикан-ский и региональные общественные советы по борьбе с коррупцией, в которые уже поступило около 5 000 обращений граждан. Более трети из них получили полное или частичное положительное разрешение. По моему поручению партия контролирует процесс распределения социального жилья во всех регионах страны. Налажено тесное и результативное взаимодействие с населением, исполнительными и правоохранительными органа-ми, — отметил Глава государства.
Однако, считает Нурсултан Назарбаев, говорить о том, что отечественная антикоррупционная система работает максимально эффективно, пока не приходится: статистика коррупционных правонарушений остается негативной, а в группу «лидеров» по распространенности коррупционных отношений входят работники правоохранительных органов, юстиции, акиматов, здравоохранения и образовательных учреждений.
Так, с начала года по республике зарегистрировано 1 581 коррупционное преступление. Осуждены за коррупционные преступления 520, привлечено к дисциплинарной ответственности 990 человек. Только акимами всех уровней совершено 69 коррупционных преступлений. Анализ показывает, что размер материального ущерба от коррупционных преступлений исчисляется большими суммами.
— Такая ситуация нас категорически не устраивает! Коррупция угрожает развитию нашего государства, его экономическому росту и политической стабильности. И мы будем вести самую жесткую и решительную борьбу с ней, — заявил Главагосударства.
Далее Президент представил форуму Общенациональный план действий по борьбе с коррупцией, который включает в себя следующие меры.
Первое:совершенствование антикоррупционного законодательства. Здесь, по словам Нурсултана Назарбаева, необходима глубокая «инвентаризация» законодательства, регулирующего различные сферы экономики, государственного управления, в том числе и правоохранительную деятельность.
До сих пор в законодательных актах, относящихся к разрешительной системе, контрольно-надзорной деятельности, государственным закупкам, остаются большие «коррупционные ниши», сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства. В связи с этим необходимо введение законодательной антикоррупционной экспертизы всех законов и подзаконных актов, обеспечить которую поручено фракции НДП «Нур Отан» в Мажилисе Парламента.
Прокуратуре рекомендовано опротестовывать, а органам юстиции при регистрации — проверять на коррупционность все акты, принимаемые госорганами.
Противодействию коррупции должна способствовать регламентация лоббистской деятельности. В этих целях следует принять Закон «О лоббировании», который должен установить механизмы, исключающие коррупционные схемы продвижения корпоративных интересов в ущерб интересам общества игосударства.
Следует провести также работу по коррекции норм Уголовного кодекса.
Второе:конкретизация и оптимизация функций государственного управления.
К сожалению, констатировал Нурсултан Назарбаев, за время проведения административных реформ мы существенно не продвинулись в разграничении функций государственных органов, исключении их дублирования.
— Я не раз говорил о том, что государство должно последовательно уходить от практики осуществления избыточных функций, не относящихся к сфере государственной монополии. Правительство должно, наконец, конкретно определить, что является государственной функцией, а что — только государственной услугой. Услуги можно последовательно передавать в конку-рентную среду. Отсутствие ясной грани между этими понятиями снижает эффективность гос-управления, является одной из предпосылок для роста коррупционных проявлений, — сказал в связи с этим Президент.
Для решения задачи обязательно наличие стандартов и процедур оказания государственных услуг, их нормативное закрепление и повсеместное внедрение. Также следует шире использовать возможности электронного правительства, электронных акиматов и в целом современных технологий в управлении. Темпы этой работы не устраивают. Значит, Правительству следует ее ускорить, а партии «Нур Отан» — взять под особый контроль, резюмировал Президент.
Третье:совершенствование качества работы государственного аппарата.
Противодействию коррупции должно способствовать укрепление системы государственной службы.
— Наша стратегическая задача — создать новую генерацию государственных управленцев. Это должны быть люди профессионально подготовленные, грамотные, современные, честно работающие на интересы страны, не ангажированные различными интересами, — сказал Нурсултан Назарбаев.
По мнению Президента, государственные служащие новой генерации должны руководствоваться следующими морально-этическими нормами: уметь распоряжаться властью и полномочиями и при этом быть честными. Работать на благо государства, а не на свой карман. Не бояться вопроса «на что живешь?» и не давать оснований для появления снимков вилл, высоких заборов вокруг них и дорогих иномарок, жить в полном согласии с требованиями законов.
Кроме того, нужно на любом посту работать так, чтобы ни при каких обстоятельствах не утратить доверия народа, быть примером справедливости, скромности, уметь вести себя среди людей. Прежде чем браться руководить коллективом, нужно самому научиться выполнять то, чего требуешь от подчиненных. И главное — немедленно принимать меры, если видишь, что наносится ущерб интересам государства или готовится коррупционное деяние.
Для того чтобы привести на государственную службу именно таких людей, патриотов и государственников, необходимо задействовать возможности кадрового резерва, оптимизировать который должна Администрация Президента. Вместе с тем Нурсултан Назарбаев заверил участников форума в том, что государство будет работать над повышением социальной защищенности государственных служащих, уровня их материального обеспечения. По поручению Президента уже с первого января 2009 года на 25 процентов будет повышена зарплата чиновников и на 60 процентов — судей местных судов. Еще большее повышение зарплаты ожидает дорожных полицейских — почти в три раза. В этих условиях общество вправе ожидать от государственного аппарата честной и добросовестной работы во благо всех граждан страны, подчеркнул Глава государства.
Далее он остановился на проблемах в правоохранительной системе, сотрудники которой нередко сами оказываются замешанными в коррупционныхпреступлениях.
— У меня по этому поводу состоялся жесткий и обстоятельный разговор с руководителями прокуратуры, МВД, КНБ и других правоохранительных органов. Уверен, что вся правоохранительная система страны нуждается в серьезном реформировании. Надо сделать ее более эффективной, открытой, работающей исключительно на интересы народа. Вопросы борьбы с коррупцией надо сосредоточить в одном органе, поднять его статус, дать необходимые полномочия, — сказал Глава государства.
Четвертое:совершенствование системы выявления и противодействиякоррупции.
В этом аспекте Президент акцентировал внимание на осознании всеми гражданами неотвратимости наказания за коррупционное правонарушение.
Для этого необходимо проработать вопрос о поэтапном переходе к всеобщему декларированию доходов и установить эффективный контроль за источниками доходов чиновников. Также отмечена недопустимость использования чиновниками служебного положения для продвижения личных или лоббирования чьих-то интересов в корыстных целях. Проверкой таких фактов поручено заняться Агентству по делам государственной службы и Агентству по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. Также целесообразно разработать и внедрить механизм, обязывающий всех должностных лиц государства своевременно реагировать на критические материалы о фактах коррупционных проявлений в средствах массовой информации.
Следует запустить и другой действенный механизм — постоянный финансовый мониторинг операций с денежными средствами в крупных объемах. Это функция недавно созданного Комитета финансового мониторинга Министерства финансов.
— Хотел бы отметить, что контроль за расходованием бюджета у нас «растащен» по разным органам. Деятельность Счетного комитета, финконтроля Министерства финансов, а также органов, проверяющих исполнение местных бюджетов, осталась бесконтрольной, — констатировал Нурсултан Назарбаев и поручил Правительству до конца года разобраться в этой ситуации и навести порядок.
Пятое:пресечение коррупции в финансово-экономической сфере.
Когда в нашей стране говорят о коррупции, непременно имеют в виду только госслужащих. Между тем масштабы коррупционных правонарушений в част-ном секторе ничуть не меньшие, отметил далее Глава государства. В условиях мирового финансового кризиса особую остроту приобретает проблема «корпоративной коррупции». Для борьбы с ней недавно принят закон об устойчивости финансовой системы, ведь сейчас важно не допускать, чтобы нечистоплотные бизнесмены при попустительстве коррумпированных чиновников расшатывали финансовую устойчивость государства и наносили ущерб экономическим интересам граждан, подчеркнул Нурсултан Назарбаев.
— Мы должны в корне пресекать любого рода махинации, лжебанкротства, незаконный вывоз капитала за рубеж. Обеспечение соблюдения законности и прозрачности в банковской сфере, защита вкладов и имущественных интересов граждан — вот одна из главных задач соответствующих органов на сегодняшний день, — сказал Президент.
В связи с этим Правительству поручено внести предложения об отмене налоговых льгот для частных застройщиков жилья, а также выявлять и пресекать факты незаконных увольнений, несвоевременной выплаты заработной платы работникам частного сектора.
Шестое:оптимизация и обеспечение прозрачности системы государственных проверок. Говоря об этом, Президент констатировал, что, несмотря на принимаемые меры, поток жалоб на необоснованность таковых не прекращается. Контрольно-надзорными функциями сегодня наделено большое количество госорганов, а действующее законодательство допускает возможность проверить любой хозяйствующий субъект или государственное учреждение под разными предлогами.
— В свое время я согласился с мнением Правительства, которое выступило с возражениями против принятия Закона «О государственном контроле и надзоре». Однако, как видно, жизнь диктует необходимость принятия такого закона. Надо вернуться к рассмотрению этого вопроса, — заключил Глава государства.
Седьмое:формирование атмосферы нетерпимости к коррупции.
На этом вопросе Президент остановился особо. Ведь, к сожалению, в нашем обществе еще не утвердились нормы и ценности правового сознания. Граждане по-прежнему имеют упрощенные представления о причинах коррупции и методах борьбы с ней. Многие сами провоцируют чиновников на получение взяток.
Однако победить такое зло, как коррупция, невозможно лишь усилиями государственных и правоохранительных органов. Необходимо наладить взаимодействие с институтами гражданского общества и, безусловно, со средствами массовой информации.
— Считаю, что партия «Нур Отан» должна возглавлять эту работу. Существенную роль в этом должен сыграть Комитет партийного контроля, который создается при партии, — отметил в связи с этим Президент.
Упомянутый комитет как постоянно действующий орган партии должен обеспечивать исполнение Общенационального плана действий по борьбе с коррупцией. Возглавит его Боран Рахимбеков, плодотворно работавший в Центральном аппарате партии.
В целом, как сказал Нурсултан Назарбаев, в партии «Нур Отан» казахстанцы должны видеть эффективный механизм своей защиты от коррупционеров. Для этого есть все необходимые ресурсы: доверие населения, депутатские мандаты в Парламенте и маслихатах, широкие контрольные полномочия.
— На то мы и народная партия, чтобы служить народу и защищать интересы всех казахстанцев. Нам нужны не искусственная шумиха или очередная кампанейщина, а точные и реалистические меры, направленные на выявление и предупреждение коррупции. Только так мы сможем добиться всех стратегических амбициозных целей, которые сегодня стоят перед нашей страной! — сказал в заключение Президент.
...Иллюстрацией состояния борьбы с коррупцией в свете общественных инициатив может служить доклад председателя Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП «Нур Отан»Оралбая Абдыкаримова.
Эволюция институтов общественного антикоррупционного движения выявляет немало проблем. Но главное их достижение в том, что общество откликнулось на инициативу. Ведь именно заявления граждан страны составляют повестки дня заседаний совета.
— В связи с этим я хотел бы отметить оперативное реагирование на наши предложения со стороны Правительства по работе ЦОНов. В результате принятых мер сроки оказания отдельных видов госуслуг значительно сократились, — отметил О. Абдыкаримов, добавив, что все эти изменения должны быть закреплены в соответствующих законах.
Впрочем, уровень взаимодействия с центральными исполнительными органами не всегда находится на должном уровне. Так, по инициативам совета относительно изменений земельного законодательства, разработки и внедрения единого стандарта оказания государственных услуг наблюдается инертность как со стороны Правительства, так и со стороны Агентства по управлению земельными ресурсами.
Другой проблемный участок — неправомерные действия должностных лиц и работников государственных органов. Об этом свидетельствуют анализ обращений в общественные советы по борьбе с коррупцией и данные главного надзорного органа страны. За девять месяцев года прокурорами отменено или изменено более 26 тысяч незаконных правовых актов государственных органов, более семи тысяч из которых являются решениями акимов всех уровней.
— Мы должны признаться: деятельность многих государственных органов в сфере борьбы с коррупцией не отвечает реалиям времени, тем задачам, которые ставите Вы, уважаемый Нурсултан Абишевич, — подчеркнул О. Абдыкаримов. — Более того, нередко на местах создается видимость борьбы с коррупцией без явных конкретных результатов. Некоторые государственные служащие воспринимают нашу деятельность как очередную кампанию, в ожидании, что через некоторое время она сойдет на нет. Игнорируются наши рекомендации об освобождении должностных лиц от занимаемых должностей...
В качестве подтверждения своих слов Оралбай Абдыкаримов привел результаты рассмотрения писем, направленных советом центральным и местным исполнительным органам. Они, по его словам, как правило, спускаются в нижестоящие органы, которые, в свою очередь, не заинтересованы в качественном рассмотрении проблем, поскольку чаще всего сами являются объектами критики. К примеру, из 167 полученных ответов от министерств и ведомств республики 122 — формальные отписки!
В связи с этим в конце года антикоррупционный совет планирует провести анализ «деловой переписки» и назвать пофамильно всех формалистов.
Речь зашла также о проекте закона о внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам дальнейшего усиления борьбы с коррупцией и теневой экономикой, который должен предусматривать ужесточение ответственности за коррупционные преступления. Вместе с тем складывается впечатление, что его разработчики совершенно не знакомы с программными документами НДП «Нур Отан» в этой сфере.
В проекте отсутствуют нормы по вопросам декларирования имущества и доходов государственных служащих и членов их семей, ответственности за укрывательство коррупционных преступлений и другие. Между тем законопроект завизировали почти все министерства и ведомства, в том числе Верховный суд и Генеральная прокуратура!
О. Абдыкаримов назвал заслуживающими внимания рекомендации, выработанные в ходе пятого заседания Политического клуба межпартийного и общественного диалога по теме активизации усилий гражданского общества в борьбе с коррупцией. Разговор коснулся и работы СМИ в этом направлении. Примечательно то, что государственные служащие явно не желают общаться с журналистами, проявляют толстокожесть, когда публикации касаются их непосредственно или возглавляемых ими органов. Также в наведении должных взаимоотношений между СМИ и государственными служащими не видно роли Агентства по делам государственной службы и его структур на местах...
О взаимоотношениях власти и НПО в своем выступлении говорил председатель попечительского совета ОО «Заман ПВ» из ПавлодараИгорь Веретнов.
Он затронул вопрос эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию госсоцзаказа.
Депутат Мажилиса Парламента РКМайра Айсинаконстатировала необходимость продолжить работу по исключению пока еще имеющейся, к сожалению, достаточно высокой «коррупционной емкости» многих законов и особенно подзаконных актов.
— Думаю, Правительство согласится, что антикоррупционная экспертиза законопроектов в последнее время проводится формально, зачастую недостаточно опытными экспертами, — отметила депутат, затронув ряд и других актуальных тем.
О борьбе с коррупцией с позиций предпринимательства говорил член правления НЭПК «Союз «Атамекен»Нурлан Жазылбеков. Он поблагодарил Президента за введение моратория на проверки малого и среднего бизнеса, который был объявлен до конца года с учетом предстоящего принятия нового Налогового кодекса.
Депутат СенатаГани Касымовнапомнил о не раз уже озвучивавшейся идее всеобщего декларирования. По его мнению, необходимо активизировать этот процесс.
Модератор встречи — первый заместитель председателя партии «Нур Отан» Дархан Калетаев дал также слово члену общественного объединения «Клуб главных редакторов»Бибигуль Жексенбайи другим желающим выступить.
В завершение участники Антикоррупционного форума приняли резолюцию, которую огласил секретарь НДП «Нур Отан» Сергей Громов.
Документ подтверждает необходимость принятия Общенационального плана действий в борьбе с коррупцией и определяет приоритеты дальнейшей работы по таким ключевым направлениям, как расширение рядов антикоррупционной общественной коалиции, дальнейшее развитие системы общественного контроля за деятельностью госорганов и повышение прозрачности их работы. Прежде всего это касается качества исполнения государственных и бюджетных программ, оценки результативности государственных расходов. Подчеркивается необходимость введения в практику публикации ежегодных отчетов по итогам деятельности госорганов.
Речь в резолюции идет о внедрении «кадровых фильтров», не допускающих на государственную службу лиц, запятнавших свою репутацию, дальнейшем сокращении количества контролирующих органов, внедрении принципа не-отвратимости наказания за корруп-ционные правонарушения и другихинициативах.
«Коррупцию и взяточничество можно победить только вместе!» — говорится в документе. И этот настрой, полагаю, делегаты форума смогут донести в регионы, выступив тем самым «вторым фронтом», способным преломить ход войны с коррупцией.
Итоги Антикоррупционного форума с участием Главы государства были обсуждены вчера во второй половине дня на встрече первого заместителя председателя НДП «Нур Отан» Дархана Калетаева с руководителями республикан-ских и региональных СМИ.
Д. Калетаев отметил, что решение актуальных задач текущего момента требуют современного уровня партийно-политического менеджмента, в том числе в антикоррупционной деятельности средств массовойинформации.
— Казахстанские СМИ, обладающие достаточным потенциалом, могли бы стать серьезным сдерживающим фактором в этом отношении. Особые задачи стоят перед региональными СМИ, которые должны более решительно вскрывать факты коррупции и взяточничества, — подчеркнул Д. Калетаев.
(Газета «Казахстанская правда»
от 7 ноября с. г.).
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |