Проблема исчезающего Аральского моря представляет угрозу не только нашему региону, но и всему миру.
(Из выступления Президента РК Нурсултана Назарбаева в ООН 27 сентября 2015 года).
Игорь ТИТЕНОК

Острота проблемы высыхания Аральского моря для кызылординцев сильно сгладилась после того, как по инициативе Главы государства Нурсултана Назарбаева получилось реализовать совместно с Всемирным банком проект РРССАМ-1. У нас в области возобновился рыбный промысел, увеличилось число озер, оздоровилась экологическая обстановка, особенно в населенных пунктах Аральского и Казалинского районов, вдоль береговой линии бывшего моря.
Все эти положительные моменты пресса, телевидение Казахстана и других стран эмоционально преподносили общественности. И броские заголовки типа «Море вернулось!» не были рассчитаны на буквальное понимание. Да, удалось почти невероятное – отрезать от на глазах умирающего моря три небольших залива и создать живой водоем. Однако соотношение того, что удалось спасти и того, что потеряли, в цифрах выглядит удручающе. Площадь Аральского моря в 1960 году была 68 900 квадратных километров. Сегодня наш Малый Арал, а это единственная живая часть бывшего моря занимает 3288 квадратных километров. Это значит, что по площади мы сохранили лишь двадцатую часть моря. По объему ситуация еще печальней. Сегодня в Северном Арале мы имеем 27 кубокилометров воды, а ведь было в 1960-м 1083. То есть нам удалось отстоять и оставить живой (пригодной для рыбы и гнездования птиц) лишь сороковую часть воды.
Прошлое засушливое лето поставило окончательную точку в судьбе восточной части Аральского моря – она перестала существовать. Теперь соляная пустыня – высохшее дно моря – занимает площадь более пятидесяти тысяч квадратных километров. Вот с этой площади и выносится в год 75 миллионов тонн смеси соли и пыли. Об этом и сказал наш Президент с трибуны ООН. Смесь, которая разносится до самой Антарктиды, Н. Назарбаев назвал ядовитой. И это не пре¬увеличение. Полвека на дне моря оседали остатки ядохимикатов, вымываемых через коллекторные сети с хлопковых и рисовых полей нескольких стран. Осадки, содержащие взвеси со дна бывшего моря, угнетающе действуют на растительность, а значит, и на животный мир.
В Казахстане глобальность этой проблемы на государственном уровне оценивается трезво, и деньги на ее решения привлекаются немалые. Не будем забывать, что проекты РРССАМ-1 и РРССАМ-2 хотя и реализуются с помощью Всемирного банка, но это не спонсорская помощь, а кредиты, за которые мы, конечно, благодарны. Наша страна и дальше будет вкладывать средства в восстановление озерных водоемов Приаралья, может даже увеличить объем Малого Арала, продолжить засевать саксаулом высохшее дно моря. Но мы в силу глобального размера проблемы, корни которой лежат, как минимум, в шести странах, не можем оградить целые континенты от возникшей экологической угрозы. Казахстан не просит кого-то решать наши проблемы. Мы, как понятно из речи Главы нашего государства в ООН, предложили решать глобальную проблему сообща, с участием мирового сообщества.