• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ВОЛШЕБНЫЕ ЗВУКИ КОБЫЗА

Казыбек КАМАЛУЛЫ
История кобыза, который в тюркском мире считается священным инструментом, тесно связана с религиозно-магическими ритуалами шаманов-баксы. Кроме того, кобыз широко использовали жырау.
История этого музыкального инструмента, который таит в себе немало загадок и уходит корнями в глубину веков, очень интересна. Как пишет научный сотрудник мемориального музея «Коркыт ата» Кармакшинского района  Магауя Алиев, согласно преданиям первый кобыз был сделан в VI-VII веках нашей эры первым шаманом тенгрианства Коркытом ата. Во сне к нему явился старец в белом одеянии и предрек ему скорую смерть. После этого случая Коркыт сел на свою верблюдицу Желмая и отправился на поиски бессмертия. Однако куда бы он ни приезжал, везде встречал людей, копающих могилу для Коркыта. Отсюда и пошла казахская поговорка «Қайда барсаң да Қорқыттың көрі» – «Куда ни приедешь – везде встретишь могилу Коркыта».
В конце концов Коркыт вернулся в родные края и смастерил первый на земле кобыз: из дерева вырезал ковшеобразный корпус, обтянул его шкурой принесенной в жертву верблюдицы, а из конской гривы сделал струны и смычок. Затем расстелил ковер, сел на него и стал играть на своем инструменте. Легенда гласит, что когда пел кобыз Коркыта, замирала природа, река замедляла течение, замолкали звери и птицы и даже смерть, завороженная чудесной мелодией, стояла не смея приблизиться к нему.
– Если проследить историю создания инструмента, можно утверждать, что это был длительный и сложный процесс, – говорит М. Алиев. – Его невозможно отделить от хода исторического развития тюркоязычных народов, их быта, культуры и искусства.
Коркыт был выходцем из племени байатских кочевых огузов, которые жили на равнинах Турана в Центральной Азии, а затем перебрались на берега Каспия, в Переднюю Азию, вплоть до Дуная. До наших дней дошел героический эпос огузов под названием «Китаби дедем Коркуд ала лисани таифеи огузан» – «Книга моего предка Коркуда на языке племени огузов». Эпос дошел до нашего времени благодаря двум рукописям – Дрезденской, состоящей из 12 сказаний, и Ватиканской, которая состоит из 16 сказаний. Полный перевод памятника на русский язык был осуществлен в 1922 году академиком Василием Бартольдом, а опубликован лишь в 1962-м. Легендарный эпос тюркского мира имеет очень важное значение для осознания единства истории и культуры современных тюркских народов.     
На Евразийском континенте нет места, куда бы не ступали копыта коней огузов. В XXI веке большой научный интерес вызвали находки археологов в Катон-Карагайском районе Восточного Казахстана. Археологическая экспедиция под руководством Зейноллы Самашева,  работавшая в прошлом году в долине горной реки Кара-Кабы, обнаружила два любопытнейших захоронения. В одном из них захоронен воин-шаман с боевым снаряжением и музыкальным инструментом. Во втором погребен ремесленник с древними инструментами и изделиями из кости. По словам ученого, у древних тюрков служители культа считались своего рода элитой. К их мнению прислушивались даже самые воинственные правители.
Еще в одном месте были найдены три музыкальных инструмента, которые ученые относят к VIII - IX векам нашей эры. Все три – разные по форме, однако нет сомнений в том, что это кобыз. Ученые  Тюркской академии реставрировали один из них, удалось даже воспроизвести звук!
Для науки Алтай и сегодня представляет огромный интерес. Около пяти тысяч лет назад произошел распад племен, которые разошлись в разных направлениях. Со временем трансформировались их язык и культура. Это свойственно человеческой природе – объединяться и вновь распадаться. И поэтому, как пишет М. Алиев, выражение «Алтай – колыбель тюркоязычных народов» вполне оправдано.
1-11-2016 01 ноябрь 2016 г. 0 0