ЧТОБЫ КРЕПЧЕ ДЕТИ РОДИНУ ЛЮБИЛИ
Ботагоз АЖАРБАЕВА
Начальную военную подготовку изучают в старших классах общеобразовательных школ и в средних специальных учебных заведениях. Большим коллективом учителей — организаторов начальной военной подготовки области руководит Кудайбереген Толымбетов. Опытный наставник работает в кызылординской средней школе №253, верен своей профессии тридцать лет.
В начале 80-х прошлого столетия он отслужил в армии, затем после окончания Карагандинского пединститута вернулся в родные края преподавать в школе НВП. Педагог отметил, что качество начальной военной подготовки за последнее десятилетие выросло.
– В советский период в школах была соответствующая база НВП. Да и отношение к военрукам в те годы было особое – статус был не ниже, чем у завуча. Как известно, с начала 1990-х до 1996 года НВП в школах не было. На смену пришел новый предмет ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности. Это были трудные годы становления нашего независимого государства. Из школ ушли опытные военруки, которые занимались воспитательной работой. Наряду с выполнением основных обязанностей они руководили военно-патриотическими клубами, вовлекали детей в спорт. С восстановлением НВП в учебных заведениях столкнулись с острой нехваткой кадров. Зачастую на этой должности работали дилетанты, не имеющие представления о воинской службе. Ситуацию спасали привлеченные к этой работе ветераны Великой Отечественной войны. Они занимались с детьми с большим энтузиазмом.
Сегодня более половины преподавателей НВП в нашей области – молодые специалисты, выпускники кафедры физкультуры и начальной военной подготовки университета «Болашак» и КГУ имени Коркыта ата. По словам К.Толымбетова, требования к ним в последние годы выросли.
Руководство и контроль за организацией, проведением и результатами начальной военной подготовки молодежи осуществляет Минобороны РК. В регионах эту работу курируют военные комиссариаты. Совместно с органами образования, здравоохранения и спорта они разрабатывают проекты и планы основных мероприятий на учебный год.
Областное методическое объединение преподавателей НВП под руководством К.Толымбетова совместно с региональным центром физического воспитания при областном управлении образования проводит работу среди школьников и студентов колледжей. Помощь в начальной военной подготовке оказывает Кызылординский филиал РГКП «Военно-техническая школа» МО РК. К примеру, в день вывода советских войск из Афганистана здесь прошли соревнования по военно-прикладным видам спорта среди студентов колледжей. Ребята не только приняли участие в состязаниях, но также познакомились с бытом и условиями службы курсантов, посетили военный музей, тир.
Не остаются без внимания и девушки. Среди них традиционным стал конкурс «Мерген ару».
В области создана команда «Сыр сарбаздары», куда входит двадцать лучших, прошедших отборочные туры, старшеклассников. Второй год они принимают участие в молодежных республиканских военно-патриотических сборах «Айбын». В 2016 году в состязаниях по военно-прикладным видам спорта на этих сборах наша команда завоевала первое место.
В школах предмет НВП проходит два раза в неделю. Более 70 процентов учебного времени отведено на практические занятия.
– Мы закладываем основы строевой, тактической, медико-санитарной подготовки, – продолжает К.Толымбетов, – учим стрелять из пневматического оружия, разбирать и собирать его. В каждой школе действуют военно-патриотические секции «Жас мерген», «Жас сарбаз», «Айбын». Между ними мы организовываем состязания. Для закрепления военных знаний и навыков, приобретенных юношами на занятиях, на завершающем этапе проводятся пятидневные учебно-полевые сборы. Девушки же сдают зачеты по основам первой медицинской помощи.
Объединение оказывает военрукам области методическую помощь. Для повышения их квалификации проходят обучающие семинары, практические занятия. Дважды в месяц – методические дни, в ходе которых педагоги обмениваются опытом, проводят открытые уроки. Военруки области соревнуются за звание лучшего преподавателя НВП.
– Обществу всегда были нужны духовно и физически развитые личности, которые преданно любят свою Родину, чтят традиции отцов и дедов, – подчеркнул К.Толымбе-тов. Эти ответственные задачи возлагаются на всех педагогов, и в первую очередь, на военруков. Мы прививаем подрастающему поколению важнейшие морально-нравственные, психологические качества и ценности, которые необходимы не только будущим защитникам Отечества, но и людям мирных профессий. Смелость, решительность, твердость духа и характера, физическая выносливость нужны и врачу, и строителю, и инженеру.