Игорь ТИТЕНОК

Если бы всю технику – автосамосвалы, тракторы, бульдозеры, экскаваторы, асфальтоукладчики, катки, – занятую по строительстве кызылординского участка международной автодороги «Западная Европа – Западный Китай» выстроить в один автокараван, то он растянулся бы от Кызылорды до Теренозека, на сорок с лишним километров.
Вот так можно представить себе грандиозность этого мегапроекта. На строительстве участка автобана по нашей области, а это более восьмиста километров было занято 3700 единиц техники. Помимо названной автотехники генподрядные и субподрядные организации установили вдоль трассы несколько бетонных заводов для производства железобетонных изделий для возведения мостов, развязок, водоотводов, скотопрогонов, лотков для стока воды.

Огромная стройка потребовала тысяч специалистов. В момент самой активной фазы реализации проекта здесь было занято более пятнадцати тысяч водителей, механизаторов, дорожных рабочих. И подавляющее большинство из них были кызылординцы.
Автострада строилась по международным стандартам. Основание дороги – это почти метровый слоеный «пирог». Вначале снимался плодородный слой, потом утрамбовывался грунт, на него песок, затем песчано-гравийная смесь, на нее – укладывался щебень, а далее – асфальтобетон и не простой, а трехслойный. Ширина дороги первой технической категории 27,5 метра, а второй – 15 метров. Итого получается, что по нашей области площадь дорожного полотна составила более пятнадцати миллионов квадратных метров.
Понятно, что такая масштабная строительная площадка потребовала колоссального объема дорожных материалов. В Жанакорганском и Шиелийском районах, как грибы после дождя выросли предприятия по производству щебня и добычи ПГС (гравийно-песчаная смесь). В год эти предприятия суммарно выдавали более трех миллионов кубометров только щебня.
Сегодня дорога продолжает обустраиваться. Вдоль нее действуют и строятся автозаправочные станции, мотели, кафе, мастерские... Поток большегрузных автомашин казахстанских, из ближнего и дальнего зарубежья с каждым днем становится все плотнее. Дорога работает на страну и наш регион. Мультипликативный эффект от этого проекта становится все более ощутимым.