Средства, вырученные ОТ телеигры, будут направлены на развитие государственного языка Есть такой прогноз, что обычно первым дракон глобализации проглатывает нацию, которая стоит на пороге потери родного языка и своих корней. Человечество с появлением на Земле старалось создать слои и классы, из чего образовывались общественные группы. После они делились на отдельные нации и народности, ибо пытались сохранить свой язык, менталитет, обычаи и нравы, одним словом, стремились сберечь великие достояния, присущие только им. И казахский народ, сильный духом, в сложных суровых условиях, не щадя своей жизни, отчаянно защищал каждый клочок родной земли от врагов и набегов иноземных захватчиков, отстаивая свободу и независимость, спасая свой народ от гибели, вымирания, сохраняя для своих потомков родную колыбель-землю и дорожа родным языком. Этим он хотел навечно оставить на земле нацию, которая называет себя «казахами». В XXI веке – в век развития цивилизации его потомки мечтают о том же. Доказательством тому служат все добрые деяния, совершенные истинными сыновьями казахской земли и показанные народу на «голубом экране». Общественный Фонд «Адал Азамат» в проекте «Ұлы дала ойындары» («Игры Великой степи») представил национальные игры, которые переплетаются с элементами духовной культуры и песенного творчества. Программа выходит на республиканских телеканалах «Хабар» и «CaspioNet». Об этом проекте и о деятельности общественного фонда «Адал Азамат» нам рассказал генеральный продюсер телепроекта «Ұлы дала ойындары» Ерлан Сержанулы. — Ерлан Сержанулы, главная задача фонда, которым Вы руководите, — это широкая коалиция в поддержку государственного языка, содействие жителям страны в изучении казахского языка, расширение сферы его применения. Что можете сказать об «Играх Великой степи» Вы как автор проекта. — История культуры, объединяющая нацию и сохраняющая ее идентичность, несмотря на сложность разных времен, доказывает свою жизненность. Возрождение традиций, музыкального наследия, неприкосновенного достояния, которые прошли сквозь время, - это своеобразный диалог с прошлым и открытие новых граней уникальной многовековой культуры казахского народа. Показать народную мудрость, свободу его духа, широту и благородство нравов, которые отражены в традиционных песнях – моя давняя мечта. Но невозможно говорить, что идея этого телепроекта принадлежит одному человеку. Так как в реализации его участвовала творческая группа, которая состоит из 100 человек. Показать наследие и бесценную кладезь Великой степи, сохраненные в глубинах национальной культуры и истории, думаю, мечта и цель каждого казаха. — Почему проект, который открывается со звуками священной домбры, звонкими голосами акынов называется «Игры Великой степи»? — Степь – это историко-географическое понятие, обозначавшее огромную территорию на Востоке от Венгрии до Маньчжурии, где создавались и погибали мировые империи воинственных кочевников и где смешивались ценности христианской, буддийской, конфуцианской, исламской цивилизаций и «тенгрианства» (шаманизмом). До «новой эры» мало, кто всерьез интересовался Степью. Для иностранных исследователей она была практически недоступна, дореволюционные российские работы устарели, а советские ученые не очень-то и старались ее познать, преподнося традиционный для степняков кочевой образ жизни, как нечто ущербное и дикое. И вполне объяснимо наше стремление показать всему миру, что «Степь — это не «буфер» между Востоком и Западом, а особое культурное пространство». Кроме того все игры, которые будут демонстрироваться в ходе данного проекта, являются ценностями не только казахского народа, но также тувинцев, киргизов, бурятов, монголов и т.д. Одними из великих достижений степной цивилизации, дошедших до наших дней, следует назвать целую серию игр и развлечений, без которых не проходило ни одно народное гуляние в степи. При этом характер многих игр, таких как кокпар, байга, был связан с условиями кочевой жизни, требовавшей постоянной готовности к действиям, храбрости, силы, ловкости, необходимых кочевнику - скотоводу и войну - сарбазу. — А каковы особенности телепроекта? — «Ұлы дала ойындары» — это первый в истории телевизионный проект, у которого нет аналогов. Проект задуман в виде театрализованного представления, где национальные игры переплетаются с элементами духовной культуры и песенного творчества. Его главная идея – возродить национальные игры и музыкально-поэтическую культуру казахского народа. Одна из 12 национальных игр «Ұлы дала ойындары» – «Жамбы ату» всего один раз была организована Федерацией национальных игр. В ходе игры в центр вывешивался круг, и игрок на полном скаку стрелял из лука в мишень. Но, не найдя должного внимания со стороны зрителей, проект закрылся. После чего этот вид национальных игр, широко встречающийся в казахских легендах и эпосах, не был предоставлен для сегодняшнего поколения. Прошло 2-3 века, как народ опустил с рук лук и копье. Сейчас многие современные джигиты и девушки казахского народа с гордостью могут натянуть лук. Поэтому были собраны все стрелки с разных областей для возрождения к жизни древней игры - жамбы ату. Мы со своей стороны представили для народа эту игру в новом формате. Смело можно говорить, что это новое в проекте «Ұлы дала ойындары». — Каким Вы видите будущее вашего Фонда? — Конечно, самая главная мечта – сделать «Ұлы дала ойындары» такими же, как Олимпийские игры, огонь которых впервые был зажжен в Древней Греции. Еще в будущем хотели бы видеть на арене проекта такие страны, как Турция, Узбекистан, Татарстан, Кыргызстан и повысить проект до международного уровня. Думаем, при должной поддержке жить этот проект будет долго. Деньги, полученные от проекта, будут направлены на развитие государственного языка.
Беседу вела Айгуль КОККОЗОВА.