Специальная научно-реставрационная мастерская «Кызылордареставрация» работает с 1982-го года. За 26 лет ее сотрудники отреставрировали в масштабах республики 70 памятников. Начиная с 1997-го, три года они работали на территории комплекса Ходжи Ахмета Ясави в Туркестане, возрождали его улицы, в Мангистау - мечеть "Шопан-ата”, в Усть-Каменогорске - музей искусств и этнографический музей, в Восточном Казахстане - памятник "Жидебай-Борли”, в Семипалатинске – старинную мечеть. Трудились и в других городах.
- Надолго запомнилась реставрация храма «Бекет-Ата», что в Мангыстау. 500 километров от города, жара под 60 градусов, вокруг ни души, сплошная степь, жили мы в палаточном городке, - делится руководитель мастерской Биртай Бижанов. - Словом, условия экстремальные, но работу мы выполнили в оптимальный срок.
Реанимировали и ряд объектов в Кызылординской области: мавзолеи «Марап-Ишан», «Сырлы-Там», «Асан-Ата», «Окшы-Ата», мечеть «Актас» и другие. В текущем году дело продолжится в черте города и нескольких районах.
Исторический памятник – он как человек, у него даже имеется свой паспорт. Много факторов влияет на его разрушение – влияние природы, человеческая деятельность. Одна из основных проблем - подпочвенные воды, из-за которых начинает крошиться кирпич, стены покрываются разводами, плесенью. Нередко на объектах образуются лишайники, грибки. К счастью, современная наука может противопоставить этим и другим явлениям свои апробированные методы. Всевозможные эрозии удаляются при помощи раствора этилового спирта и перекиси водорода. В самые болезненные фрагменты делают «инъекции» – специальная жидкость восстанавливает их. В этом процессе реставраторы напоминают пластических хирургов, которые омолаживают своих «пациентов».«Растаявшие» под воздействием осадков, выпавшие кирпичи заменяются новыми, но не стандартными,а реставрационными. Их производят из сауранской глины на заводе вТуркестане.
- Раньше мы пользовались местными строительными ресурсами, сами делали кирпичи, но в итоге оказалось, что наша глина не подходит из-за своей засоленности, - говорит Б. Бижанов. - А вот сауранская что надо – это наш основной материал в работах. Обычно памятник мы защищаем так называемым жертвенным слоем – сверху облицовываем его новыми реставрационными кирпичами, защищая оригинал от вредных климатических условий. Вообще, древние святыни весьма чувствительны. К слову, когда я был в Египте, обратил внимание, что туристам внутри пирамид запрещают фотографировать настенные рисунки – оказывается, они портятся из-за фотовспышек. А на праздновании юбилея Туркестана запретили проводить салют – сильные вибрации воздуха могли повредить мавзолей Ходжи Ахмета Ясави. Вот к такому бережному, трепетному отношению мы и должны стремиться.
Б. Бижанов показывает мне фотографии, на которых изображены объекты до и после коррекции. На них видно, что работники могут восстановить первоначальный облик даже полуразвалившегося памятника. Прежде чем реанимировать, их тщательно изучают, составляют «биографию», чертежи, в «Казреставрации» готовят научные проекты, опираясь на которые и будет про- водиться деятельность. В документах предусматриваются любые мелочи: инструменты, разновидность строительных материалов,растворов и т. д.
Другая причина, по которой может прерваться жизнь древнего архитектурного сооружения или измениться его истинный первозданный вид, – правовая безграмотность некоторых граждан, элементарное безразличие к историческим ценностям. В этом отношении у Б. Бижанова есть черный список: мечеть Айтбая (строители снесли два здания, уничтожили ряд первоначальных элементов), почти аналогичная история случилась с русско-туземной школой, военной казармой, стерты с лица земли жилые дома по улице Кунаева, здание КазЦИКа. А вот один из предпринимателей Жанакорганского района «отреставрировал» мавзолей Корасана-Баба своим «оригинальным» и «заботливым» способом. Он полностью снес его и построил точную копию здания. Наверняка гражданин даже и не подозревал, что его поступок можно расценивать как вандализм – ведь истинная ценность памятника заключается в том строительном материале, к которому прикасались руки наших предков, и главная задача – уберечь его. И самый последний случай – снос здания городского акимата, этот корпус также имел статус памятника архитектуры. На все из ликвидированных объектов уже имелись научные проекты, дело оставалось лишь за финансированием. Но, увы.
- Когда строители дополняют архитектурное сооружение дополнительными элементами, оно теряет свою историческую привлекательность, - говорит Биртай Калтаевич. - Когда рабочие облицовывают его современными материалами, оно начинает постепенно разрушаться, потому что кирпич «не дышит», влага не испаряется. Порой самый замечательный объект могут превратить в обыкновенный офис, магазин. Даже нахождение внутри помещения людей, оборудования оказывает на него пагубное влияние. Бывало, что памятники разбирали по кирпичику для своих бытовых нужд. В этом плане многое зависит от отношения кызылординцев, принципиальной позиции учреждения по охране памятников. В конце концов, естьЗакон «Об охране и использовании историко-культурного наследия», в котором черным по белому написано, цитирую: «...снос, изменение недвижимых памятников истории и культуры запрещается». Их даже нельзя приватизировать.
А еще весь парадокс в том, что «Кызылордареставрация» – единственная организация в области, имеющая лицензию на деятельность по реставрации исторических объектов. Это настоящая проблема – сохранить их от вмешательства случайных«доброжелателей».
По словам Б. Бижанова, количество памятников в нашем регионе гораздо больше, чем их представляет официальная статистика. Нужны дополнительные исследования, разработки.
Для Биртая Калтаевича и его коллег работа на объектах - своего рода соприкосновение с вечностью. Иногда даже происходят мистические случаи. Бывало, после того как фотографировали мечети, потом на распечатанном снимке видели на заднем плане чьи-то едва заметные полупрозрачные силуэты. Реставраторы принимали их за духов.
Безусловно, сохранить памятники – задача архисложная. Многое зависит от законопослушности, порядочности граждан, их желания сохранить культурное наследие, которое останется потомкам. Потребуется оно и для сферы туризма, которую со временем у нас организуют. В любом случае бережное отношение к своим же истокам будет свидетельствовать о наличии в человеке культуры и чувства патриотизма. А когда этогонет – то это уже трагедия. Эликсира молодости для древних сооружений человечество пока еще не изобрело. Поэтому, думается, надо всячески помогать тем, кто пытается поддержать их состояние.
Серик БИЖАНОВ.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |