Председательство в ОБСЕ и усилия нашей страны по приданию новой динамики ее развитию продолжают привлекать пристальное внимание в политических кругах государств – участников Организации. При этом деятельность Казахстана на этом посту и в особенности инициатива Президента Нурсултана Назарбаева о проведении Саммита ОБСЕ в текущем году рассматриваются в более широком контексте изменений динамики в глобальной политике, чем только «перезагрузка» в отношениях между США и Россией, и воспринимаются как шанс для укрепления Организации и вывода ее на качественно новый уровень развития. Именно такие подходы содержатся в опубликованной на днях в газете «Москоу Таймс» статье «Возрождая ОБСЕ» за подписью депутата парламента и в прошлом заместителя министра иностранных дел Великобритании Дениса МакШейна. Мнение известного британского политика мы сегодня предлагаем в переводе с английского вниманию наших читателей. Двадцать лет прошло с тех пор, как лидеры стран Европы и Северной Америки встретились для того, чтобы поставить точку в «холодной войне». Результатом явилась Парижская хартия для Новой Европы – дальновидное заявление, призванное заменить разногласия и соперничество прошлого новыми институтами коллективной безопасности, простирающимися от Ванкувера до Владивостока. Участвующие государства обязались достигнуть нового качества в своих взаимоотношениях, рассматривать безопасность евро-атлантического пространства как неделимую и работать совместно на основе взаимного уважения и демократических ценностей. Подразумевалось, что ОБСЕ станет организационным выражением данного панъевропейского видения. Неформальный механизм достигнутых 15 лет назад хельсинкских соглашений был замещен структурой, работающей на постоянной основе в целях предотвращения конфликтов, закрепления сотрудничества по безопасности, усиления демократических реформ и прав человека. Главы государств и министры иностранных дел обязались встречаться на регулярной основе для разрешения возникающих проблем европейской безопасности и установления приоритетов. К сожалению, обещанному историческому видению не было отдано должное уважение. Вместо того чтобы стать центральным оплотом европейского порядка после «холодной войны», ОБСЕ все чаще выступает в роли консультативного органа всех наиболее значимых континентальных обсуждений по вопросам безопасности. С 1999 года не было проведено ни одного саммита на уровне глав государств, и многие западные лидеры производят впечатление полной утраты интереса к Организации. Некоторые жалуются на отсутствие основательной повестки, которая могла бы привлечь внимание. Но если западные страны взяли на себя обязательства по реализации поставленных целей ОБСЕ в Парижской хартии, им следовало бы разработать данную повестку самим. Потрясения в Кыргызстане показали необходимость регулирования проблем безопасности на евразийском пространстве посредством сотрудничества, а не на конкурентной основе. ОБСЕ, членом которой является Кыргызстан, должна быть двигателем, который позволит ослабить кризис. Россия вместе с государствами – членами ЕС и НАТО должна поддержать усилия Казахстана по урегулированию ситуации. При поддержке этих стран ОБСЕ могла бы сыграть важную роль в обеспечении потребностей честного и стабильного правительства Кыргызстана, тем самым внося ценный вклад в безопасность всей Центральной Азии. Россия и Запад должны стремиться развивать эту возможность. Западным правительствам следует разработать пакет предложений, направленных на реформирование ОБСЕ и укрепление ее способности соответствовать будущим вызовам в сфере безопасности. Они должны быть изучены на Саммите глав государств, совпадающем с двадцатой годовщиной Парижской хартии, в текущем году. Безусловно, есть достаточно тем для обсуждения. Учитывая, что Казахстан – это первая центральноазиатская и первая преимущественно мусульманская страна, председательствующая в ОБСЕ, это символически значимый момент для решения некоторых крупных внешнеполитических вопросов нашего времени: как добиться подъема Азии, укрепления сотрудничества в борьбе с терроризмом и обеспечения безопасности и стабильности в Афганистане. Это все области, где Россия, Европа и Северная Америка должны признать их общие долгосрочные интересы в совместной работе. ОБСЕ либо станет форумом, на котором будет «выковано» новое партнерство в сфере безопасности, либо надежды 1990 года продолжат исчезать в ущерб всем. Представляется, что в отношениях между Россией и Западом намечается новая «оттепель». Сейчас был бы идеальный момент активизировать деятельность ОБСЕ и вдохнуть новую жизнь в концепцию Евроатлантического сообщества, объединенного общим стремлением к миру и прогрессу.
Денис МАКШЕЙН.