На земле Сыра много разнообразных археологических памятников. Их ценность особенно велика, поскольку дошедшие до наших дней письменные источники содержат очень мало сведений и не раскрывают всей информации о целых пластах истории. Поэтому восстанавливать полноценную картину событий прошлых эпох можно лишь привлекая археологию.
В рамках реализации программы «Мэдени мура» («Культурное наследие») ведутся разносторонние исследовательские археологические и реставрационные работы в регионе. Двадцать памятников древности, расположенные на территории нашей области, внесены в реестр республиканского значения. Среди них городища Жетиасар, Жанкент, Сыганак, Жент, мавзолеи – Баланды, Сырлы-Там, Мулкалан, Кара-Сопы, Куттыбая, башни Бегим-Ана,Сараман Коса, Котибара и другие.
Историческая традиция сохранила представление о Сырдарье, именуемой античными авторами Яксарт, средневековыми тюркскими –Йинию-огуз, арабскими – Сейхун, как о границе двух миров – Северного Турана и Южного Ирана, границе между земледельцами искотоводами.
Это был район взаимодействия разных культур, своеобразный перекресток миграционных и торговых путей различных народов. В эпоху неолита, которая охватывает период с середины IV до начала III тысячелетия до н.э., казахстанская степь стала местом, где происходило одомашнивание лошади – это явилось одним из выдающихся достижений человеческой цивилизации. В период бронзового века древние люди научились делать колесницы. Впоследствии в Приаралье пришли саки (так называли их персы, китайцы - сэ, а греки - скифы). Они были прекрасными наездниками. Первыми в мире научились стрелять из лука на полном скаку. Саки (скифы) славились воинственностью. Их конница появлялась в Египте, Ассирии. Они во времена царицыТомирис воевали с персами (именно в битве с ними погиб в 530 году до н.э. могущественный Кир), а затем уже в союзе с персами стойко сражались против греков в битве при Фермопилах. Успешно сопротивлялись саки воинам Александра Македонского, преградив «Завоевателю мира» дорогу на Восток за реку Яксарт (Сырдарья).
В VI-III веках до н.э. саки создали на территории Казахстана государства, центр которых находился в Жетысу и Приаралье. Саки имели свою письменность, мифологию и выдающееся искусство мирового уровня, получившее название «звериный стиль». Саки были далекими предками казахов, так же, как и сменившие их усуни и кангюи. Память о них хранят городища Бабиш-Мулла, Чирик-Рабат, храмовые комплексыБаланды.
Чирик-Рабат, расположенный в 300 километрах к западу от Кызылорды на левом берегу притока Сырдарьи - Жанадарьи, в древности имел огромное стратегическое значение. Он стоял на оживленном караванном пути, соединяющем дельты Амударьи и Сырдарьи, охраняя южную границу саков – апасиаков. Раскопки городища Чирик-Рабат дали ценный и разнообразный материал – бронзовые трехлопастные наконечники стрел скифского типа, железные ножи и кинжалы, золотые и серебряные украшения, фрагменты бронзового зеркала, бусы из стекла, фрагменты воинских доспехов, горшки, миски и другие вещи.
В отличие от древнего Чирик-Рабата, городище Сыганак представляет развалины средневекового города (находится в Жанакорганском районе в 40 километрах от райцентра, в урочище Сунаката), Сыганак впервые упомянут в источниках Х века, а в ХI веке он назван Мухаммедом Кашгарским в числе городов огузов. В ХII веке этот город становится столицей кипчакской империи. Расположенный на территории Великого Шелкового пути, Сыганак являлся одним из крупнейших политических, экономических и культурных центров правобережья низовьев Сырдарьи. В началеХIII века он был разрушен монголами.
Однако Сыганак сумел возродиться и достичь былого величия. Во второй половине XIV века город становится столицей Ак Орды. В ХVI – ХVIII веках Сыганак стал столицей Казахского ханства и был самым крупным городом в низовьях Сырдарьи. В 1468году после смерти Абылхаира начнется воссоединение казахских улусов. Дешти-кипчакские племена примкнут к Жанибеку и Керею, обосновавшись в городе Сыганак. Именно в этот период казахи отделятся от узбеков и будут впредь называть себя только казахами. Город окончательно запустел, как и многие другие сырдарьинские города, к началу ХIХ века, но до сих пор народные предания и легенды хранят воспоминания о нем как о крупном торговом центре на трассе Великого Шелкового пути.
История археологического изучения Приаралья началась еще во второй половине ХIХ века. В 1867 году сюда, по заданию Российской археологической комиссии, совершил поездку известный востоковед П.И.Лерх. Затем, уже в ХХ веке в послевоенное время (1945-1958 годы), в Приаралье развертывает исследования Хорезмская археолого-этнографиче-ская экспедиция, возглавляемая профессором С.П.Толстым. В дальнейшем исследования в крае вела экспедиция Института археологии имениА. Маргулана совместно с Кызылординским государственным университетом имени Коркыта-ата с участием сотрудников областного музея в рамках Государственной программы «Мэдени мура».
Все работы историков, археологов направлены на решение двух задач – научное изучение исторического прошлого и популяризацию исторических данных в обществе. Естественно, и в том, и другом случае необходимо наличие реальных вещей и предметов, изучая которые ученые могут вести исследовательскую деятельность, а население знакомиться через эти предметы с той или иной исторической эпохой. Раньше это понималось очень хорошо - старались обеспечивать музеи необходимым количеством экспонатов. Например, в 80-е годы предметы, найденные в ходе Хорезм-ской экспедиции учеными Москвы, были переданы Кызылординскому музею (а это более 2000 экспонатов). С 2001 по 2004 годы проводились археологические исследования надне высохшего Аральского моря, где были впервые обнаружены развалины мавзолея Кердери. Был найден богатый материал, относящийся к Х-ХIII векам. Часть материала – керамические изразцы, кувшины, мельница, монеты - были переданы в Кызылординский областной историко-краеведческий музей, пополнив археологическую коллекцию. В последние годы, по словам директора областного историко-краеведческого музея Нуржамал Мырзамуратовой, отношение к музеям изменилось. Материалы, найденные в ходе археологических экспедиций, направляются в научно-исследовательские институты и лаборатории для изучения антропологами, этнографами, археологами. Затем они не возвращаются в музей.
Как известно, в музеях находятся «движимые» памятники (то есть экспонаты), а сами городища, мавзолеи – «недвижимые» памятники – относятся к ведению государственных учреждений по охране памятников. Они проводят конкурсы на проведение археологиче-ских работ, добиваются их финансирования. Музеи (в том числе и Кызылординский) не имеют права заниматься исследовательскими раскопочными работами, потому что не имеют лицензии. В данный момент лицензией обладает Институт археологии имени А. Маргулана. Специалистам этого института отдел по охране памятников предоставил право вести раскопки на территории Кызылординской области.
- Под предлогом тщательного всестороннего изучения найденного материала археологи института забрали экспонаты и пока не думают возвращать, - говорит Нуржамал Мырзамуратова. - Необходимо, чтобы хотя бы часть вернули. Если нет возможности вернуть оригинал, можно сделать копию. Это практикуется во всем мире. Наша коллекция должна пополняться. Специалисты же Института имени А. Маргулана уехали и все. Ими написаны и напечатаны научные труды, они выступили на конференциях для узкого круга ученых. А вот свою обязанность – популяризировать найденные экспонаты среди населения – забыли (или не захотели). Например, по городищу Чирик-Рабат в областном музее ничего нет. Нам бы очень хотелось, чтобы некоторые экспонаты III-IV веков были представлены в музее.
Немало экспонатов, найденных на дне Араль-ского моря, держатся в ведомственном музее университета им. Коркыта-ата. Хотя это неправильно.
Госучреждению охраны памятников, как заказчику, необходимо в своих договорах обязывать возвращение найденных на территории Кызылординской области экспонатов и передавать их в историко-краеведческий музей. На основании Закона РК от 21 июля 2007 года «О проведении археологических работ на месте исторических памятников» все найденные материалы в ходе археологических исследований на территории Казахстана должны регистрироваться, браться на научный учет после обработки и изучения и возвращаться в государственные музеи Республики Казахстан.
Мы должны знакомить кызылординцев и гостей города с полноценной историей края, а не только фрагментами. Именно это является нашей основной обязанностью.
Владимир ВОРОБЬЕВ.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |