На заводе по производству дорожного битума ТОО «Управление автомобильных дорог» заканчиваются пусконаладочные работы. Уже через несколько дней предприятие начнет выпускать столь необходимую для дорожников продукцию.
- Сегодня уже запустили компрессорную станцию и котлы для производства пара, - рассказывает заместитель директора ТОО «УАД» Узак Орынбасар. - На предприятие завезено сырье для производства битума - гудрон.
Пока сырье для завода закупили в России. Дело в том, что гудрон - это продукт переработки нефти. Причем серосодержащей нефти. Именно на такой, в том числе и добытой в Казахстане, работают несколько НПЗ в сопредельных областях России. В Казахстане только на Павлодарском нефтеперерабатывающем заводе в процессе крекинга нефти получают гудрон. Но он на этом же предприятии идет на производство битума. Однако это не значит, что Кызылординский завод по производству битума всегда будет работать на зарубежном сырье. В ближайшее время в Мангыстауской области на месторождении Каражанбас заработает производство, которое будет производить в том числе и гудрон.
Небольшое отступление по сырью сделал специально, чтобы наглядно показать, что в природе не бывает вредных примесей, ненужных отходов. Враг нефтяников – сера, содержащаяся в углеводородах, как видим, сырье для производства битума. И не только. Напомню читателю, что в Жанакорганском районе Национальная компания «Казатомпром» реализует прорывной проект -строит завод по производству серной кислоты. Он тоже будет работать на сере, которая удаляетсяиз нефти как вредная примесь.
- Теоретически производство битума, - продолжает разговор Узак Орынбасар, - не очень сложное. В специальную колонну поступает разогретый гудрон, через него прогоняется воздух поддавлением. Происходит окисление серы, содержащейся в гудроне, и на выходе получаем дорожный битум. На практике, конечно, не все так просто, но у нас нет сомнения, что все получится. Наш завод имеет очень серьезный уровень автоматизациии механизации производства. При мощности пятьсот тонн битума в сутки и до девяноста тысяч тонн в год здесь будет занято всего тридцать человек. Это немного, если иметь ввиду, что завод работает в непрерывном цикле, а это значит, в смене будет меньше десятиспециалистов.
Пуск завода по производству битума, скорее всего, не будет точкой в создании целой серии предприятий ТОО «УАД» по производству строительных дорожных материалов. Судя по тому, как это товарищество в последние годы формирует собственный дорожный кластер или мощный дорожно-строительный трест, можно ожидать, что в ближайшее время руководство ТОО откроет еще какие-то производства. Например, мастичных материалов, типа германского биатлопа и российского хризатопа.
Названные материалы в России производятся уже несколько лет, а в Германии – четверть века. Благодаря этим мастикам производится дорож- ный материал щмабс – щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь. В отличие от привычного для нас асфальтобетона в этой смеси содержание щебня – семьдесят процентов, то естьна тридцать процентов больше. Изменения пропорции кратно увеличивает износостойкость дорожного покрытия. В состав смеси помимо мастики входит и минеральный порошок. Дорожники обычно на свой лад называют этот порошок каменной мукой.
Производство «каменной муки» ТОО «УАД»уже организовало на своем щебеночном заводе на Шалкие. Более того, и собственный завод по производству асфальта был переналажен и опробован на выпуске щмабса. Из этой смеси дорог в Кызылорде или где-то рядом пока не делали, но на своей базе дорожку метров восемьдесят заасфальтировали. Поверхность у такого покрытия получилась шершавая, и тут без экспериментов видно, что дорога обеспечивает лучшую, по сравнению с обычным асфальтом, сцепляемость с колесами автомобиля. Даже при обильной влаге такая структура покрытия будет «хвататься» за резину автомобиля.
На дорожные покрытия с минеральным порошком и биатопом-хризотопом расценки другие. Они дороже, но применение этой технологии в разы сократит расходы на ремонт дорожного полотна и сделает реальной мечту автомобилистов о полной и ровной асфальтизации всей страны, и нашей области в частности.
В ТОО «УАД» все это хорошо знают и потому наверняка уже всерьез задумались о производстве мастичных и других современных материалов.
Игорь ТИТЕНОК.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |