• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

В ГОРОД... НА ЛОДКЕ

Динара ЕЛИБАЕВА
В ГОРОД... НА ЛОДКЕВ аул Калгандарья попасть из Кызылорды можно только на лодке или автобусом, остановка которого от аула примерно в десяти километрах. Поэтому жители предпочитают лодку.
Вот и я, чтобы узнать о жизни аулчан, обратилась за помощью к спасателям Южного регионального аэромобильного оперативно-спасательного отряда, за что их и благодарю.
…На берегу у водно-спасательной станции внимание привлекла женщина с пустыми баклажками. Она постояла немного, а минут через пять с того берега показалась лодка. Мужчина греб веслами быстро, видно, что это занятие для него привычное. Он подплыл к женщине, загрузил все сумки, и лодка отправилась обратно.  
–  Такую картину можно наблюдать утром и вечером, когда люди направляются на работу, в школу и обратно, –  говорит заместитель руководителя ЮРАОСО Арыстан Алмашев. – Как вы видели, жители Калгандарьи переплывают реку на лодке без спасательных жилетов, что  опасно, и мы об этом их постоянно предупреждаем, но, к сожалению, безрезультатно. Зимой они тоже приносят нам немало проблем, так как переправляются в город порой по неокрепшему льду.
Лодка с мотором готова к отплытию. Мы надеваем спасательные жилеты и направляемся на тот берег. И вот мы уже на другом берегу. Здесь у лодочников своеобразная стоянка: с того берега ее не видно. Там причалены пять –  шесть лодок.
Но и это не все. Чтобы попасть на берег нужно преодолеть крутой спуск в пять – семь метров. Тропинка узкая, чуть оступишься –  и ты уже в воде. Боюсь представить, как люди ходят здесь зимой. До аула еще минут десять – пятнадцать ходьбы по ухабистой песчаной дороге. Идем, а навстречу двое мужчин, пожилой и молодой. Останавливаем, разговорились.    
Тот, что постарше, житель Калгандарьи Токтамурат Байшораев говорит, что другого выхода, как добраться до города на лодке, у них нет. Можно, конечно, идти до трассы, но это далеко и занимает много времени, а через реку быстрее. На замечание спасателей, что это опасно, тем более, что они переплывают реку без жилетов, вызывает ухмылку Токтамурата-ага. Мол, мы уже привычные и воды не боимся, но заверил, что обязательно купит жилеты.
–  Ни школы, ни больницы или других важных объектов у нас нет, –  рассказывает мужчина. – Проживающие здесь, в основном, занимаются разведением скота. Наши жены продают молочную продукцию в городе. На это и живем. А сейчас везу сына в город.
И вот, наконец, на горизонте появляются дома. В населенном пункте Калгандарье земли принадлежат областной территориальной инспекции лесного и охотничьего хозяйства. Раньше здесь было около сорока домов, сейчас осталось всего 21. Живут, в основном, работники этой инспекции. Из-за отсутствия нормальных условий многие из них перебрались в город, и потому некоторые дома здесь пустуют.
Один из старожилов аула – Слам Сапаров. Вместе с женой Светой они воспитали пятерых детей. Трое из них уже взрослые, имеют свои семьи и выпорхнули из отчего дома, остались только сын, который учится колледже и дочь – она ученица пятого класса школы – интерната №8.
–  Отсутствие моста вынудило нас устроить детей в образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием, – говорит мужчина. – Пять дней они находятся в городе, и только на выходные приезжают домой. Конечно, скучаем по ним.
Слам-ага – лесник. Следит за территорией в 700 гектаров, принадлежащих лесному хозяйству.
Сапаровы, как и другие жители Калгандарьи, занимаются скотоводством. В их хозяйстве – четыре коровы. Раз в два дня Света выезжает в город, чтобы продать молочную продукцию. Кефир, сметану, молоко горожане берут с удовольствием.
–  У мужа зарплата 42 тысячи тенге, – говорит Света-апа, –  естественно этого не хватает, поэтому с утра и до вечера кручусь, готовлю молочную продукцию для продажи, она нас выручает.
Хозяйка признается, что была бы возможность, конечно же, перебрались бы в город, но средств на покупку дома нет. Поэтому они здесь и пользуются услугами односельчан – лодочников. Какой-то определенной ставки за переправу нет, но обычно платят по 150-200 тенге. А зимой, как и другие аулчане, переходят реку по льду. Риск есть.
–  Не раз я проваливался под лед, –  смеется Слам-ага, –  к счастью, удавалось выбраться. Уже тридцать лет так живем, привыкли. Душа только за детей болит, они ведь тоже рискуют.
Аким аульного округа Акжарма, куда входит населенный пункт Калгандарья, Аскар Адильбеков говорит, что для предотвращения несчастных случаев двадцать детей из этого населенного пункта устроены в школе-интернате №8, другие – студенты колледжей и вузов живут у родственников в областном центре. Кроме того, он отметил, что проблемы калгандарьинцев известны и в скором времени люди будут переселены в Талдыарал, где им будут приобретены земельные участки.
    Фото автора.
10-10-2015 10 октябрь 2015 г. 0 0