• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КАДРЫ НА ЗАКАЗ

София АЛДАМЖАРОВА
Бригадир дороги, слесарь по ремонту подвижного состава, осмотрщик-ремонтник вагонов, мастер по эксплуатации и ремонту машин и механизмов, стрелочник, помощник машиниста, электромонтер систем сигнализации, централизации, блокировки… Железная дорога – это сложный механизм, бесперебойную работу которого обеспечивают специалисты разных направлений. И таких специалистов на протяжении вот уже более восьмидесяти лет готовит Казалинский транспортно-технический колледж.
Казалинский колледж — преемник советской профтехшколы, которая была открыта в далеком 1929 году как школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Такие школы действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Затем в 1940 году колледж был преобразован в железнодорожное училище № 3 при Казалинском депо, готовил специалистов для работы на железной дороге Оренбург — Ташкент. С 1964 года учреждение стало именоваться городским профессионально-техническим училищем — ГПТУ-70. В то время получать профессию железнодорожников различного профиля приезжали юноши и девушки из России, Украины, Белоруссии, потому что колледж был одним из ведущих учебных заведений Советского Союза. Он и сейчас в ряду ведущих в стране, осваивать профессию железнодорожника сюда едут со всех уголков республики: из Астаны, Алматы, Тараза, Кокшетау, Атырау… В разные годы менялось название учебного заведения, но профиль обучения и качество подготовки кадров остаются на хорошем уровне и по сей день. В 2008 году заведение было преобразовано в профлицей, с 2013-го получило статус колледжа.   
— Рынок сместил понятия «интеллигентные» и «рабочие» профессии. Последние, если у человека золотые руки, сегодня особенно востребованны, — говорит директор колледжа Болат Ахметов.  — Из разных источников знаю, что в Казахстане только около тридцати процентов занятого населения имеет профессиональное техническое образование. А в развитых странах до 75 процентов выпускников школ ориентированы на профтехобразование. Не всем же иметь вузовский диплом, при этом нередко  невостребованный.  Государственная программа технического и профессионального образования нацелена на востребованные профессии. Сегодня мы готовим кадры по 11 специальностям. У нас как платно, так и на бесплатной основе, в рамках программы «Дорожная карта занятости-2020» обучается более семисот человек. Профтехобразование и сегодня — прекрасная возможность для детей из многодетных, малообеспеченных семей, ребят-сирот за счет государства получить востребованную профессию, которая будет кормить всю жизнь.
Отметим, что помимо специальностей, необходимых железной дороге, в колледже готовят операторов ЭВМ, электромонтеров, токарей, дизайнеров-оформителей, поваров, строителей широкого профиля, которые тоже находят работу по своей специальности. Выпускники проходят специальное тестирование, своего рода аттестацию, получают сертификаты, которые являются безотказным пропуском на новую работу. В связи со строительством магистрального газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент в колледже внедрили специальность «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения». Из местного бюджета были выделены средства на материально-техническое оснащение кабинета и лаборатории, приобретение учебников и пособий. В целом в колледже 26 кабинетов, мастерских и лабораторий, оснащенных по современным стандартам.
Здесь начали внедрять элементы дуального образования на базе специальности «Слесарь подвижного состава». Половину учебного времени студенты проводят на базе «Казалы камкор вагон» и в Кызылординском локомотивном депо. Так как дуальная система требует соответствующей подготовки кадров, то преподаватели и мастера прошли обучение и переподготовку.
— До последнего времени в профессиональных колледжах работали на морально и физически устаревшем оборудовании. Предприятия же ежегодно модернизируют свои производства. В результате многие колледжи выпускали специалистов, которых компаниям приходится переобучать. Тем и выгодно дуальное обучение, что  выпускники могут получить практические навыки на нужных станках, — говорит Б. Ахметов. – К примеру, не так давно студенты нашего колледжа, обучающиеся по специальности «Бригадир пути», производственную практику в течение нескольких месяцев проходили на базе Казалинской укрупненной  дистанции пути.
По словам руководителя дистанции Едиге Кусанова, основной задачей предприятия является содержание пути, земляного полотна, искусственных и других сооружений и устройств путевого хозяйства в рабочем состоянии для обеспечения безопасного и бесперебойного движения поездов. Студенты под руководством опытных сотрудников принимали участие в капитальном ремонте стрелочных переводов-устройств, служащих для перевода подвижного состава с одного железнодорожного пути на другой.
— Для ребят это хорошая возможность проявить себя, а для нас – испытать их в работе и подготовить себе толковых специалистов, уже проверенных на деле, — говорит Е. Кусанов. — Дуальная система для работодателей — это возможность сэкономить на расходах по поиску и подбору работников, на их переучивании. Для студентов — отличный шанс стать специалистами, готовыми приступить к своим обязанностям на предприятии, где проходили практику.
Транспортно-технический колледж также имеет давние партнерские связи с компанией «Казалы камкор вагон». На основе социального партнерства ежегодно студенты проходят практику на базе компании.
— Производственная практика — хорошая возможность для студентов колледжа набраться опыта, получить «билет» на гарантированное трудоустройство после окончания учебы, — говорит Б. Ахметов. – Главной проблемой профтехобразования является отсутствие связи колледжей с работодателями. Последние перестали участвовать в выработке стандартов и программ обучения, в самом процессе обучения и поддержке организаций профессионального образования. Казалинский транспортно-технический колледж — единственное учебное заведение, которое готовит работников для железной дороги. Поэтому вполне закономерно, что наши выпускники без труда находят работу как в области, так и за ее пределами. Студенты проходят практику не только в родной области, но и в Уральске, на станции Бурабай Акмолинской области и других местах.
— Извечный замкнутый круг — работодателям нужны опытные кадры, а как получить этот драгоценный опыт, если выпускнику непросто трудоустроиться, не имея записей в трудовой книжке? Разорвать эту зависимость помогает дуальное обучение, — говорит заместитель директора колледжа Гульнар Кузенбаева. — Дуальная система устраняет главный недостаток в образовании — разрыв между теорией и практикой.  Такой вид обучения особенно важен для технических специальностей. По большому счету дуальная система была и раньше, к  обучению рабочих кадров прилагали совместные усилия учебные заведения и различные профильные предприятия. Сейчас эта практика постепенно восстанавливается.
Говорить, что работодатели абсолютно пассивны в деле подготовки кадров для своих предприятий, нельзя. Позитивные сдвиги имеются. Так, примером взаимовыгодного сотрудничества может служить  компания «Бест-сервис», которая готовит для себя кадры в Кызылординском индустриально-техническом колледже на основе корпоративного управления. Компания совместно с ТОО «Аль-Асад» и «Раим» создала так называемый консорциум в сфере сервисных услуг. Транспортно-технический колледж работает в тесной спайке с вагоноремонтным предприятием «Казалы-Келешек», акционерным обществом «Даулет А», специализирующемся на ремонте тепловозов, Казалинским локомотивным депо и железнодорожной станцией, центром «Локомотив Сервис». В АО «Даулет А», ТОО «Казалы-Келешек» студенты колледжа ежегодно проходят производственную практику непосредственно в цехах. А это огромный, бесценный опыт работы для будущих выпускников, не случайно практически все они по окончании учебы трудоустраиваются. К примеру, хорошо оплачиваемую работу в Казалинском локомотивном депо нашел выпускник колледжа Кайыржан Сугуров, который сейчас трудится машинистом.   
— Многие родители хотят, чтобы дети получили высшее образование, — говорит он. — Однако сейчас особенно востребованны технические профессии. Я не жалею о том, что выбрал работу на железной дороге. Хочу отметить высокий уровень преподавания в транспортно-техническом колледже, почти все мои сокурсники устроились на работу, это достойный показатель профессионализма учебного заведения.  
Его мнение разделяет помощник машиниста Токтар Альмаханов, который тоже закончил Казалинский транспортно-технический колледж.   
— Молодых людей, желающих осваивать рабочие специальности, становится все больше, — говорит Токтар. – Они стали понимать, что престиж рабочих профессий поднимается и есть хороший материальный стимул для работы.
К слову, в «Дорожную карту дуального образования» по Кызылординской области вошли 8 колледжей и 21 предприятие. Заключены договора между Палатой предпринимателей региона и областным управлением образования, предприятиями и колледжами. В рамках договора в настоящее время по дуальной системе по 17 специальностям получают образование около четырехсот студентов.  Отныне при подготовке специалистов колледжи ориентируются на потребности работодателей в тех или иных технических кадрах, а также исходя из баланса трудовых ресурсов, разработанного по инициативе акима области.
10-10-2015 10 октябрь 2015 г. 0 0