• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В УКРЕПЛЕНИИ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА

В нынешнем году мы отмечаем 550-летие образования Казахского ханства. Это является исторически важным моментом возникновения Казахского ханства при первых ханах Жанибеке и Керее. Обоснование нового казахского общества открыло страницу истории Казахстана как государства в целом. Но надо учесть, что история Казахстана и до этого периода имела богатую историю, берущая свой начало от саков, гуннов, тюрков, Золотой Орды. Но благодаря откочевке ханов Жанибека и Керея сформировалось современное название казахской народности, с конца XV века появился термин «қазақ» (казах) и поэтому это дата для нас крайне важна.В этническом составе казахов были представлены почти все тюркские племена, и отчасти племена монгольского происхождения. Несмотря на сложную международную обстановку в течение XV-XVII веков казахам удалось сформировать четкую структуру этноса.
 Основу этнического организма составляли племена, состоящие между собой в генеалогическом родстве. Существовали три этнополитические объединения — жузы, руководимые улусными биями. И поэтому стоит отметить, что в развитии казахской общественности, кроме великих и мудрых казахских ханов, немаловажную роль сыграли бии и батыры отдельных племен.
Бии выступали как объединители народа в государство, хан олицетворял собой государство. Гонения против биев считались гонениями против народа. Поэтому ханы всегда прислушивались к мнению биев. Если народ будет силен единством, братской солидарностью, то он станет образцом для последующих поколений.
Выдающийся деятель национальной культуры Казахстана С. Сейфуллин, воспитанный в традициях Степного края на рубеже XIX и ХХ веков, наиболее полно описал натуру и особенности судьи-бия, формировавшегося на менталитете земли казахов. Он утверждал:«Биями становились те, которые были предельно преданы завещаниям и наследию мудрых предков, освоили прошедшие историческую селекцию древних правил и норм обычаев и традиций, законов — ереже и прецедентные судебные решения, высказывания и суждения мудрецов, знали их наизусть и обладали даром красноречия».
Известный казахский мыслитель и писатель Ч. Валиханов в своем труде «Записки о судебной реформе» пишет: «Возведение в звание бия не обуславливалось у киргиз каким–либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти; только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали киргизам это почетное звание. Чтобы приобрести имя бия нужно было киргизу не раз показать перед народом свою ораторскую способность. Молва о таких людях быстро распространялась по всей степи, и имя их делалось известным всем и каждому. Таким образом, звание бия было как бы патентом на судебную и адвокатскую практику. Дети лиц, носивших звание биев, имея большую юридическую практику, обыкновенно наследовали знания и вместе с тем звания своих отцов. Впрочем, из этого всего не следует думать, что звание биев было у киргизов когда-либо наследственным. Мы знаем много киргизов, отцы которых были известными биями, но которые сами не носят этого звания».
В казахском обществе XV-XVIII вв. основной судебной властью обладал суд биев. Юридически выполнять функции бия мог любой свободный общественник, обладающий достаточным авторитетом, знанием норм обычного права и красноречием. Кроме того, высшей судебной властью обладал хан, имевший право пересматривать решения суда биев.
Ораторы — шешены и бии, несомненно, занимают важное место в истории нашего народа. Наиболее выдающиеся из них – это 3 бия: Толе би, Айтеке би, Казыбек би.
Со сложным историческим периодом борьбы казахского ханства против джунгарского нашествия в конце XVII— начале XVIII веков связаны деятельность выдающихся биев Толе, Казыбека, Айтеке. В общественной жизни казахов этого периода они играли очень большую роль, о чем свидетельствует, например, всеказахский съезд, который состоялся осенью 1726 года в местности Ордабасы.
Вышеназванные бии вошли  в историю как инициаторы объединения трех жузов,в числе 7-ми главных биев Ханского совета в Туркестане и приняли участие в составлении «Уложения хана Тауке» — свода законов «Жеті-Жарғы».
В данном своде законов нашли свое конституционное закрепление подходы к проблемам, связанным с землей, имущественными отношениями, семьей, определением наказаний за преступления, международными отношениями, сватовством, разводом, положением вдов. Верно оценивая историческую обстановку, бии неустанно призывали к единству казахского народа, к прекращению межродовых распрей, к добрососедским отношениям с джунгарами, узбеками и русскими.
После смерти Аз-Тауке казахское ханство стало распадаться на отдельные регионы. К этому времени после десятилетних войн промышленность и торговля в городах Туркестана пришла в полный упадок. А на северо-востоке возник богатый рынок товаров Российской империи. Толе би был сторонником пророссийской партии правящей элиты казахского народа. Но в отличие от многих, он не спешил вступить в подданство к русскому царю, а вместе с Казыбек би и Айтеке би вырабатывает каноны внешней политики, которая была чрезвычайно благоприятна для существования казахского народа в дальнейшем. Толе би умер в 93-летнем возрасте и похоронен в Ташкенте.
 Казыбек би Каздауысты  Келдибекулы - выдающийся государственный деятель Казахского ханства, дипломат, главный судья Среднего жуза, вместе с Толе би и Айтеке би участвовал в работе Жеті-Жарғы».
 Свою дипломатическую карьеру Казыбек Кельдибекулы начал в 18 лет, находясь в составе посольства Казахского ханства в Джунгарском ханстве Галдану. Во время этой миссии в нем впервые особенно ярко проявился талант дипломата. Именно благодаря ему переговоры с джунгарами прошли успешно и завершились перемирием.
В качестве посла Казыбек Каздауысты несколько раз ездил в Джунгарское ханство. В 1742 г. он вместе с Малайсары и другими представителями во главе 90 биев отправился в Джунгарское ханство и освободил Абылая. Казыбек би добился заключения мира между Казахским и Джунгарским государствами на долгое время. Он руководил внешнеполитическими сношениями Казахского ханства в 40-60 годы XVIII века. Тогда остро стояли вопросы, связанные с отношениями с Китаем и Россией. Власти Китайской империи, и власти Российской империи вынуждены были вести переговоры с ханом Абылаем с участием Казыбек бия, который олицетворял политику активного нейтралитета хана Абылая.
Айтеке би Байбекулы  долгие годы возглавлял младший жуз. Айтеке би активно ратовал за объединение казахского народа, за единое и сильное государство, за справедливое общество.
Толе, Казыбек, Айтеке и другие великие, мудрые бии  укрепили казахскую общественность своими находчивыми решениями и упорными деятельностями, тем самым основали национальную идеологию. Думается, ныне это явление отражается в идеологии «Мәңгілік Ел», предложенной главой нашего государства, верно определившим будущую конструкцию консолидации общества и возможности эффективного управления этнокультурными и социально-политическими процессами общества. В этом несложно заметить закономерность преемственности мудрых и созидательных решений основателей Казахского ханства  и Главы нашего государства.  
Поэтому, 550-летие Казахского ханства - это отражение преемственности для казахстанской молодежи, знак того, что нынешнее поколение просто обязано сохранить накопленные знания, традиции и обычаи родного народа уже для своих потомков.
Ербол АБЕНОВ, кандидат политических наук, доцент кафедры «История Казахстана» КГУ им.Коркыта-ата.
10-9-2015 09 сентябрь 2015 г. 0 0