• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

САУРАН: ТАЙНА ЗА СЕМЬЮ СТЕНАМИ

САУРАН: ТАЙНА ЗА СЕМЬЮ СТЕНАМИКазахское ханство возникло в 870 году хиджры (август 1465 – август 1466 года по современному летоисчислению) в Южном Казахстане в регионе Чу, Козыбаши. В XV – XVII  веках в составе Казахского ханства был Туркестанский виялат. В него входила практически вся территория Кызылординской области. Существовавшие в то время древние города в нижнем течении Сырдарьи, имевшие свою долгую историю, тоже стали частью первого казахского государства.
И автолюбители, и путешествующие поездом наверняка обращают внимание на загадочные остатки крепостных стен, что на границе Южно-Казахстанской и Кызылординской областей.
Так что же таится за древними стенами? И как они сохранились? Это единственное городище, где можно наблюдать отчетливо защитное сооружение, охранявшее селение от набегов неприятеля. Есть еще Жанкент, но там стены не столь высоки и колоритны.
Средневековые авторы упоминали Сауран еще в первой половине 10 века. В те времена его ставили в один ряд с Сыгнаком, Харчуком и Ясы.  И как могли так хорошо сохраниться крепостные стены и сторожевые башни, окружающие огромный город? Объяснение можно найти в летописи строительства прекрасного мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. Именно из глины Саурана в местных печах изготавливали кирпичи, которые шли на строительство грандиозной ханаки. По легенде Тамерлан построил своих воинов и рабов в живую цепочку на расстояние в 40 километров. Люди передавали строительный материал из рук в руки, процесс был непрерывным, что и способствовало быстрому возведению величественного сооружения в честь святого суфия.
Строительство стен, остатки которых мы можем наблюдать сегодня, относят к 17 веку. По всей видимости, земля в окрестностях Саурана — особенная. Потому и сегодня она востребована. Казахстанские реставраторы при восстановлении средневековых культовых сооружений по всей республике до сих пор пользуются местной глиной для изготовления кирпичей, которые обжигают в специальных печах в Туркестане.
...Средневековый арабский географ Аль-Макдиси писал: «Савран — большой город, окруженный семью стенами одна за другой, а в нем есть рабат, соборная мечеть находится во внутреннем городе». О мечети чуть позже, а пока о стенах. Как восточный ученый насчитал их целых семь — до последнего времени оставалось загадкой. Первые археологические раскопки показали, что крепостная стена, окружающая город, одна-единственная. Не совпадала и датировка различных исторических событий, связанных с летописью Саурана. «Однослойное» городище было намного «моложе» тех событий, которые описывали древние летописцы. Разгадка появилась чуть позже, когда археологи пришли на городище Кара-Тобе, что в трех километрах южнее. Здесь начинает свою летопись так называемый домонгольский Сауран, о котором писали многочисленные путешественники, купцы и послы разных стран. Именно это городище окружено несколькими рядами крепостных стен.
Первоначальные упоминания о городе относят к 10 веку. Их автором был средневековый историк Истахри. Сведения есть и в анонимном географическом сочинении «Худуд-аль-Алам». О Сауране писал и географ Якут в «Словаре стран». Киликийско-армянский посол Гетум сообщает о средневековом поселении как о крупном торговом центре на Великом Шелковом пути.
Здесь было возведено одно из «чудес света» — медресе с качающимися минаретами. Об этом сообщал в своих мемуарах средневековый поэт Васифи, живший здесь в начале 16 века.
«На плечах его айвана поставлены два высоких минаретов необычайной высоты и крайнего благородства, — пишет автор. — У гульдаста тех минаретов прикреплены цепи, а под куполами каждого минарета пристроено бревно так, что если кто-либо с силой приводит бревно в движение, цепь колеблется, и тому, кто находится на противоположном минарете, представляется, что минарет рухнет, а это одно из чудес света».
Сегодня казахстанские археологи раскрыли остатки и медресе, и мечети, что находится по соседству. Остатки стен и многочисленных колонн говорят о величии зданий. Мечеть состоит из нескольких помещений, предназначение которых еще предстоит установить. Медресе и мечеть соединяет аккуратная неширокая дорожка, выложенная булыжником. Между этими культовыми сооружениями в средние века была массивная арка с воротами, которые сегодня представляют собой лишь руины. А еще можно продефилировать по средневековой, вымощенной огромными плитами, мостовой, которая ведет от главных ворот к центру города. В Сауран можно было попасть через двое ворот. У главных из них, по предположениям археологов, был поднимающийся надо рвом мост. Элемент, больше присущий средневековым европейским городам.    
Многочисленные обломки средневековой посуды говорят о том, что Сауран был крупнейшим центром керамического производства. Причем, сауранскую керамику невозможно спутать с другой. Местные мастера при помощи сурьмы придавали посуде очень красивые желтые оттенки. Как гончары Саурана пришли к этой технологии — неизвестно.
Богатейшие базары Саурана привлекали сюда торговцев и с Востока, и с Запада. По Стенному пути шли караваны из Китая в Крым и обратно. Дорога была неблизкой — 10 месяцев! Товар был разнообразным: от фарфора и фаянса до парчи, шафрана и риса. Сауран был крупнейшим перевалочным пунктом. Впрочем, купцов и путешественников привлекала не только оживленная торговля. Вот что в
16 веке писал Рузбихан: «...Необыкновенно приятный город. Построен в открытой степи. Чрезвычайно веселый, светлый, с мягким бодрящим воздухом, который придает разуму радость и силу. По всей округе растут и виднеются разного рода красивые деревья».
Сегодня трудно понять, как Сауран выживал, когда вокруг нет ни одной речушки. А ведь надо было не только поливать деревья, но и горожан обеспечивать огромным количеством воды. А еще наполнять огромный ров, глубиной до трех и шириной до пятнадцати метров! Так откуда же брали живительную влагу сауранцы? На этот вопрос ответ уже найден. Здесь была создана великолепная система кяризного водоснабжения. Протяженность подземных водоводов, с помощью которых вода подавалась на поверхность, составляла несколько километров.
«Подобных им, — писал Васифи, — не видели люди, объехавшие весь мир,  на суше, и на море». Строили ирригационные сооружения несколько сотен рабов-индусов. Меценатом же выступил местный магнат и духовный лидер Мир-Араб. Исток кяризов находился на расстоянии одного фарсаха от города. Здесь был вырыт огромный колодец, откуда воду поднимали с помощью чигиря — водоподъемного устройства, которое приводил в движение здоровый бык. Тут было устроено большое водохранилище. Вокруг Саурана находились многочисленные усадьбы, поместья, цветущие сады, виноградники, огороды, большие наделы бахчевых и зерновых культур.
«Крепость Сауран является сильно укрепленной твердыней», — писал один из средневековых авторов.
При осаде города войсками Аддалла-хана в самом конце 16 века «из Бухары были доставлены осадные камнеметные машины. С их помощью разрушались крепостные стены. А под город были сделаны подкопы, изо рва выпущена вода, но крепость оборонялась еще долго», — сообщал один из летописцев.
В 16 веке городище по-прежнему под влиянием Казахского ханства. В следующем столетии с обретением Туркестаном невиданного влияния многие сауранцы перебираются в новую столицу.
Из письменных источников известно о многочисленных сделках и «прибытии бухарских купцов в Сауран». Но какая торговля без денег? В Сауране на местном монетном дворе чеканятся медные динары. Примечательно, что монетный чекан Саурана, датируемый концом 16 века, обнаружен при раскопках Отрара, который находится от Саурана в сотне километров. Причем, сауранская валюта пользовалась в отрарском оазисе большим спросом, о чем свидетельствуют как единичные находки, так и целые клады. Это говорит о теснейших торгово-экономических связях всех городов региона. И является ярким подтверждением того, что Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак и другие поселения были не только крупными центрами ремесленного производства и развитого земледелия, но и интенсивного денежного обращения, которое способствовало бурному развитию торговли на Великом Шелковом пути.
Сегодня у нас появилась огромная жажда познания своих истоков. Мы все хотим знать: кто мы и откуда? Как жили? Как защищали родную землю? Вопросов великое множество. Потому и работает в суверенном Казахстане государственная программа, которая знакомит с богатейшим историческим и культурным наследием.
Анвар МАМРАИМОВ,
журналист, писатель
10-9-2015 09 сентябрь 2015 г. 0 0