Жанибек ИСАЕВ

Многие люди в силу различных обстоятельств сдавали кровь, кто-то и сейчас продолжает оставаться в числе доноров. Вот и я по истечении многих лет отправился сдавать кровь в областной центр крови, а заодно узнать, каково сейчас быть донором.
Вспоминая опыт предыдущих посещений донорской станции, я опасался длинных очередей и приготовился к томительному ожиданию. К моему изумлению очереди здесь не оказалось, если не считать пары-тройки посетителей, которые проходили необходимые процедуры регистрации.
Что сразу бросается в глаза, то это царящие здесь чистота и покой. Не слышно громких разговоров, стука каблуков, которые привычны для поликлиник и больниц. Здесь чувствуется с первой минуты уважительное и почтительное отношение к донорам.
Первое, что нужно сделать посетителю – сменить обувь на тапочки. Затем необходимо пройти многоступенчатую регистратуру и профосмотр. В кабинете, куда вас сопроводят сначала, уточняется цель визита (платная или бесплатная сдача крови), заполняется анкета из двадцати семи вопросов. Пользуясь паузой, задаю медсестре и свой вопрос: каких доноров больше – платных или безвозмездных? Оказывается, приблизительно один к десяти. Но деньги все равно получат все. Вопрос – в их размере. Если «за плазму» «платники» получают по 7408 тенге, то «за тромбоциты» – 3704. За обычную кровосдачу – 463 тенге.

В регистратуре паспортные данные сдающего кровь человека (с собой удостоверение личности должно быть обязательно) заносятся в специальную централизованную компьютерную базу «Инфодонор». Она имеет связь со всеми лечебными учреждениями региона и содержит информацию обо всех донорах, а также пофамильный список тех, кто ими быть не может. Это люди больные или болевшие гепатитом, бруцеллезом, сифилисом, туберкулезом, ВИЧ-инфицированные, страдающие хроническим алкоголизмом и т. д. Касательно меня, например, компьютер безошибочно указал год и дату последней сдачи крови шестилетней давности.
После регистратуры – на анализ крови. Берут из пальца, как в поликлинике, и выясняют группу, резус-фактор и экспресс-методом – наличие венерических заболеваний.
Следующий пункт – прием у терапевта Рыскуль Ермаганбетовой, она же – заведующая отделением. Здесь послушали легкие и сердце, измерили рост, вес. У заведующей интересуюсь, сколько в день приходит в центр доноров.
– Сорок, максимум пятьдесят человек, – отвечает врач. – Мало это или много? В центре крови я работаю свыше тридцати лет. До перестройки, например, в день мы принимали по 200-250 человек. Плюс у стольких же брали кровь выездные бригады. Нынче же наплыв доноров в день составляет сорок, максимум 50 человек. Выводы делайте сами. Особенно трудно приходится летом, когда доноры разъезжаются в отпуск, уезжают в другие города, а кровь все также нужна.
Но запасов крови, несмотря на нехватку доноров, по словам врача, достаточно. В год здесь заготавливается четыре тонны консервированной крови. Чтобы пополнить запас, медикам приходится обращаться в различные госучреждения и организации. К счастью, многие коллективы относятся к этому с пониманием и никогда не отказывают в добром деле сдать кровь. В их числе сотрудники прокуратуры, ЧС, таможенники, дорожные полицейские (не путать с административной полицией). В прошлом году в акции активное участие приняли служители духовенства: центральной мечети «Акмешит-Сырдарья» и храма русской православной церкви – всего свыше ста пятидесяти человек во главе с главным имамом Талгатом Омаровым и отцом Виталием. Среди постоянных доноров Абзал Мухимов, Жасулан Шынтасов, Умит Медеуова и другие.
Как уверяет Рыскуль Ермаганбетова, быть донором – полезно. Доказано, что регулярная сдача крови и ее компонентов стимулирует кроветворение. Доноры реже болеют, легче переносят физи¬ческие и психологические наг¬рузки, дольше сохраня¬ют работоспособность. И 200-450 граммов крови, которые сдает донор, довольно быстро компен-сируются. И это не все. В организме после очередной сдачи крови происходят положительные изменения. Активизируется работа кроветворных органов, происходит обновление эритроцитов, улучшается обмен веществ, укрепляется иммунитет, повышается уровень гемоглобина, организм обогащается кислородом, омолаживается. Врач-терапевт сама часто старается сдавать кровь и настоятельно советует это своим родным и близким, знакомым.
И еще. Не все кызылординцы, наверное, знают о том, что сдавая кровь, в центре совершенно бесплатно можно получить справки биохимического анализа о состоянии лимфатических узлов, количестве гемоглобина, характеристиках крови и т.д, тогда так в частных клиниках областного центра стоимость такой услуги может достичь тридцати тысяч тенге.
Задаю провокационный вопрос о степени риска заражения доноров опасными инфекциями. По словам собеседницы, такой риск у кызылординцев практически сведен к нулю. Центр сегодня располагает современными оборудованием и аппаратами, которые позволяют безошибочно произвести анализ продуктов крови. Эти приборы исключают так называемый человеческий фактор, вероятность ошибки по вине врача-лаборанта.
Есть в центре свой передвижной мобильный пункт заготовки крови на базе вместительного автобуса. В салоне – три удобных донорских кресла. Салон напичкан всевозможной медицинской аппаратурой для забора и заготовки крови, есть буфет, кондиционер, холодильники, замораживатели, центрифуги… Дело в том, что сейчас в районах пункты переливания крови есть лишь в Аральске, Казалинске и в Жанакоргане (с другой стороны – это прогресс. По республике наша область – единственная, где в районах еще действуют такие пункты). Поэтому желающим сдавать кровь из других районов области приходится совершить путешествие в Кызылорду. Этот мобильный пункт служит для решения этой проблемы.
По словам врача, в области сегодня около двухсот «кадровых» доноров. Но обладателей званий почетных доноров РК всего двое. Это кызылординцы монтажник Марат Кулимбетов и Атирхан Бихожаев – работник областного психоневрологического диспансера. Никаких льгот от государства эти люди не получают, разве что моральное удовлетворение от того, что смогли помочь тем, кто нуждается в крови.
После терапевта направляюсь в буфет. Мне предлагают сладкий чай и печенье. Затем в зале дожидаюсь появления на мониторе (их по всему центру установлены десятки) своей фотографии с приглашением пройти в зал переливания крови. И вот я в специальном донорском кресле. Локтевой сгиб медсестра обработала спиртовым раствором, подсоединила емкость для забора крови. Оставалось дождаться, когда мешочек в 450 миллилитров заполнится, на это ушло приблизительно десять минут.
После забора крови мне перевязали локтевой сустав марлевой повязкой. В течение двух часов ее не рекомендовалось снимать. Выдали справку о том, что я сдавал кровь и мне положен дополнительный день отдыха, который можно было добавить к очередному отпуску, оплачиваемый отгул в день кровоcдачи.