«Я обращаюсь к средствам массовой информации проявлять активную гражданскую позицию! Вас не случайно называют четвертой властью…».
Слова обращения к прессе в Послании Президента страны Нурсултана Назарбаева народу Казахстана заставляют задуматься. Насколько важно было их услышать нам, журналистам, редакторам, сотрудникам печатных изданий, телеканалов и радио? На мой взгляд, важно. Прежде всего, потому, что в этих словах – доверие. Глава государства доверяет средствам массовой информации формирование у жителей страны социального оптимизма. Внутреннего «столпа», без которого сейчас просто не проживешь. Не обладая социальным оптимизмом, нельзя идти по намеченному пути, не сдвинешь горы с места, не будучи уверенным в том, что это можно сделать. А нашему народу предстоит сделать многое. «Мы создаем страну открытую и процветающую».
СМИ – рычаг внутренней политики. Ибо с давних пор повелось так, что читатель верит слову. В библейских источниках сказано, что «вначале было слово». Слово - это озвученная мысль. Его свобода гарантирована каждому из нас по праву рождения в нашей стране. Свобода слова – один из важнейших показателей того, что государство развивается по пути демократии. И показателем того, что внашем государстве есть свобода слова, можно считать Закон «Осредствах массовой информации». Чем он демократичнее, тем больше у журналистов возможностей говорить правду о нашей жизни, делая ее лучше. Закон РК «О средствах массовой информации»был одним из тех законов, которые были разработаны и приняты в годы становления независимости Казахстана в порядке первойочереди. С ним нельзя было повременить, им нельзя было пренебречь.Он был принят 23 июля 1999 г., заменив собой Закон Казах- ской ССР от 28 июня 1991 года «О печати и других средствах массовой информации».
За время своего существования Закон о СМИ подвергался изменениям восемь раз: в 2001, 2003, 2005 годах, три раза в 2006 году, 2007году. Последние поправки в Закон «О средствах массовой информации» были внесены в конце прошлого года. К чему постоянные изменения в несложном, казалось бы, документе? - спросите вы. Но ведь меняется государство, становится сильнее, гибче, лояльнее его власть. А СМИ и в последнем своем Послании народу Казахстана Президент страны назвал «четвертой властью». И где-то нужно было дать источникам информации больше свободы, а в иных действиях им требовались жесткие рамки. К примеру, 19 декабря 2003 года в Закон о СМИ были внесены изменения, касающиеся запрета рекламы алкогольной продукции. Вопросы рекламы табака и табачных изделий стали регулироваться законодательством РК о профилактике и ограничении табакокурения и о рекламе. ДалееЗакон был дополнен не менее важными компонентами. Появилось в нем не просто требование, чтобы объем передач на государственном языке по времени не был менее суммарного объема передач на других языках. Поправки от 8 июля 2005 года детализировали и ужесточили данное требование: не просто объем, а еженедельный объем телевизионных и радиопрограмм.
Из поправок, сделанных в Законе в последний раз, можно отметить те, что способствовали развитию рынка СМИ, свободе журналистского слова. «Признавая средство массовой информации важнейшим институтом демократической политической системы, государство способствует развитию и стимулированию отечественного информационного рынка, средств массовой информации и повышению их конкурентоспособности», - говорится в Законе «О средствах массовой информации» последней редакции. Отменена постановка на учет электронных СМИ. Исключен из Закона тот подпункт, который предписывал журналистам получать согласие на использование аудио- или видеозаписи при проведении интервью.
«Надо чаще давать материалы, которые утверждают такие настроения, как уверенность, личная активность, терпение, патриотизм, любовь к Родине», - говорит Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана. Это утверждение обосновано существующим положением вещей на рынке СМИ. В погоне за дешевой популярностью иные издания выдают такую порцию «чернухи», что страшно жить, «полакомившись» информацией. Пища для души оказывается неудобоваримой, катализирующей неадекватные ее реакции. Увы, но журналист, сделавший черную сенсацию, в издании независимом, как правило, получит за нее гонорар больший, чем тот его коллега, что расскажет о чем-то добром. И надо очень любить эту землю и этот народ, чтобы, отказавшись от личной корысти, рассказывать о нем то светлое и благоприятное, что совсем не скрыто от глаз посторонних. В каждом из профессиональных журналистов есть харизма, ибо в этой профессии остаются, раз придя, только те, кто может повести за собой читателя. Главное, помнить: куда повести? Не в омут отчаяния, а в благополучное будущее.
Наталья ДЕНИСОВА.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |