Автомир Кызылорды, внимание! Виктор Дубовой, владелец раритета, единственного в городе автомобиля «ЗАЗ-965», носящего ласковое прозвище Букашка, готов с ним расстаться! За приемлемую для него цену свою «девочку» Виктор Иванович готов передать в хорошие руки.
Случайно попала Букашка к Дубовому. В далеком 1974 году работал он на станции техобслуживания, куда инвалиды, некоторым категориям которых в Советском Союзе авто предоставлялось бесплатно, после семи лет эксплуатации сдавали «льготные» машины.
– Инвалид получал новый автомобиль, а тот, что оставался у нас,можно было приобрести по остаточной стоимости, - рассказывает Виктор. – Брали те, что были менее других разбиты, работники станции, остальные машины уходили на запчасти, демонтаж. Их актировали. Свою Букашечку я как перебрал «по косточкам», когда приобрел, так она до сих пор и бегает, изредка проходя профилактику. Что-то, конечно, я в ней усовершенствовал, так, по мелочи. Но какая она была красавица, лупоглазая, кругленькая, зелененькая, такой и остается многие годы. И кто мог подумать, что со временем машина станет дороже?
А цена ей действительно растет. В прошлом году на ежегодном автошоу раритетных автомобилей «Рейкъявик - 2008» в классе «ультра-ретро-компакт» победил как раз автомобиль «ЗАЗ-965», обойдя «Трабант» и легендарного «Жука». «Запорожец» тут же ушел с аукциона за 365 тысяч евро. Приобрел его американец, пожелавший остаться неизвестным.
- Ну, что вы, на сотни тысяч евро мы с Букашкой не претендуем, - улыбается Дубовой, - важно, не сколько денег я за нее получу, а какая у нее будет жизнь после того, как с ней расстанусь. Мечта – продать Букашку киностудии. Она достойна быть запечатленной в кинокадрах. Прошу за машину сорок тысяч долларов, но уступлю человеку, который поклянется, что Букашечка и дальше будет «публичным лицом» и народной любимицей.
Но так, как ее любят в Кызылорде, конечно, нигде ее обожать не будут. Ведь анекдот про машину родился здесь и живет уже десятки лет. Звучит он просто:
- Останавливает гаишник Дубового на Букашке за превышение скорости…
И все смеются. Скорость-то у нее развивается не выше 90 километров в час.
А вот «горбатым запором» «девочку» никто не называет. Хотя именно так именуют люди автомобиль «ЗАЗ-965» на всем постсоветском пространстве. Зря. В первые годы своего существования, когда у пузатого авто еще почти не было конкурентов, он купался в лучах заслуженной славы. Его история началась в конце 1950-х годов, когда Советский Союз встал перед неприятной проблемой: в то время как на Западе личный автомобиль стал элементарным средством передвижения, в стране социализма он все еще оставался роскошью.
Первая попытка создания народного авто закончилась неудачей, поскольку в будущий автомобиль попытались втиснуть двигатель от мотоцикла «Урал/Днепр». После его заменили на чуть более мощный и надежный. Который, впрочем, тарахтел и стрелял громче, чем мотоциклетный.
Для жителей СССР размещение мотора в заднем отсеке, «в багажнике», казалось странным, как и воздушное охлаждение – что стало одной из причин иронического отношения к «запорожцам». Хотя в Европе такую компоновку имели не только легкие микролитражки, но и мощные спортивные автомобили. Впрочем, владельцы «запорожцев» гордо отмечали, что задним расположением двигателя их автомобиль напоминает танк. А так как лобовой удар для «запорожцев» обходился менее катастрофически, чем для других автомобилей, он быстро заслужил славу «железного капута».
Итак, проект автомобиля был одобрен, а вот для производства решили создать новый автозавод, поскольку МЗМА был занят выпуском, конечно же,«Москвичей». Тогда и было принято историческое решение развернуть производство в столь любимой Никитой Сергеевичем Украине. Новое предприятие создали на базе Запорожского комбайнового завода, переименованного в ЗАЗ – откуда и возникло название выпускаемых им автомобилей.
22 ноября 1960 года первая партия новеньких машин, получивших серийное название «ЗАЗ-965», отправилась к счастливым покупателям. Которых вскоре выстроилась огромная очередь, поскольку цена на «Запорожец» была установлена приемлемая – около 1200 рублей (годовой оклад рядового инженера). Автомобиль стал популярным, несмотря на все свои недостатки. Так, двух дверей, открывающихся к тому же в обратную сторону (и придерживаемых ремешком), было слишком мало: поэтому посадка и высадка более двух человек было делом непростым. Нужно было освободить и откинуть переднее сиденье, а затем терпеливо ждать, когда на заднее сиденье протиснутся пассажиры. При этом кресла были расположены так низко, что казалось, будто водитель и пассажиры сидят на полу. Но зато никто не упирался головой в крышу салона!
«ЗАЗ-965» был более популярен у интеллигенции, чем у рабочих или колхозников. Причиной этого был миниатюрный багажник, в который невозможно было грузить мешки картошки. Проблему разрешило создание решетчатого поддона, укрепляемого на крыше автомобиля, на который тут же граждане начали нагружать все, что требовалось перевезти, от мебели до охапок сена. «Запорожец» получил еще и кличку «ослик».
Звездный час «Запорожца» длился недолго. В 1969 году после выпуска чуть более трехсот тысячмашин «ЗАЗ-965», «ЗАЗ-965А» и специальных моделей для инвалидов и почтальонов его сняли с производства, заменив на «ЗАЗ-966». Совершенно непривлекательную «мыльницу», воздухозаборники которого получили прозвище «уши». Начавшийся с 1970 года массовый выпуск «Жигулей», а также увеличение производства «Волги» и «Москвича», убедили бывших владельцев «Запорожцев», что пора пересаживаться на более престижные автомобили. Постепенно «горбатого» симпатяшку начали стесняться. 1990-е годы стали для стареньких, проржавевших «ЗАЗ-965» бедствием – их сдавали на лом, продавали за копейки, свозили на свалки. И только сейчас «горбатые запорожцы» начали привлекать к себе внимание любителей, которые дают им вторую жизнь.
Сейчас автомобили реставрируют, а автоклубы устраивают различные шоу: гонки на «запорожцах», конкурсы на наибольшую вместимость. Наша Букашка была участницей городского ретро-фестиваля «Дискотека 70-х», ее выкатывали на сцену как главный антураж мероприятия. Рядом с ней успело сфотографироваться полгорода, ведь фестиваль советской музыки необычайно популярен в Кызылорде. И неужели ее у нас уведут? Увы, Букашка частная собственность. «Девочка хочет сниматься в кино».
Наталья ДЕНИСОВА.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |