• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ДОРОГА ДЛИНОЮ В МИЛЛИАРДЫ ДОЛЛАРОВ

ДОРОГА ДЛИНОЮ В МИЛЛИАРДЫ ДОЛЛАРОВ «Мы приступаем к созданию транзитного автодорожного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Его протяженность по нашей стране составит 3,5 тысячи километров. Пять международных финансовых институтов инвестируют в него 3,5 миллиарда долларов. Предполагается, что в 2010 году этот проект создаст более 50 тысяч новых рабочих мест в Казахстане.

Дорога пройдет по четырем южным густонаселенным регионам и Актюбинской области, оживит деловую активность населения».

(Из выступления Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева на ХII внеочередном съезде НДП «Нур Отан»).

 

Moто Koниши, гражданин Японии, был назначен Директором Всемирного банка по странам Центральной Азии 15 января 2009 года. Он начал свою карьеру во Всемирном банке в 1981 году. За годы работы в Банкег-н Кониши занимался программами в сферах развития транспорта, водоснабжения, систем казначейства, а также реформирования законодательства в странах Восточной и Южной Африки и Центральной Азии. До вступления в должность Директора по странам Центральной Азии г-н Кониши 6 лет являлся руководителем транспортного сектора в Департаменте инфраструктуры и энергетики региона Европы и Центральной Азии Всемирного банка. Moто Кониши получил степень бакалавра в области международной экономики в Университете Кларемент Маккенна (США), а также степень Магистра права и дипломатии в области экономики, международного права и международного бизнеса во Флетчер­ской школе права и дипломатии (США).

 

Строительство автодороги «Западный Китай – Западная Европа» по территории нашей области с полным правом можно отнести к прорывным проектам. Сегодня наш собеседник, человек, который имеет непосредственное отношение к этому проекту,директор Всемирного банка по странам Центральной Азии Мото Кониши.

Господин Кониши, инвестиции в создание транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» обеспечивают займы многих известных финансовых институтов. Банк, который Вы представляете, планирует профинансировать участок дороги от Актюбинска до Шымкента протяженностью 1062 километра. Большая часть этого участка пролегает по Кызылординской области. Читателей этого региона представляет наша газета, и потому разрешите задать Вам несколько вопросов.

На каких условиях Всемирный банк финансируетпроект?

—Общие инвестиции в строительство коридора составляют 6,7 млрд. долларов США. Займы Всемирного банка, Азиатского банка развития, Европейского банка реконструкции и развития, Исламского банка развития и Японского банка международного сотрудничества составляют 63 % от общей суммы. Оставшаяся часть будет финансироваться Правительством РК. Всемирный банк профинансирует и восстановит участок дороги в 1062 км между г. Шымкент играницей Актюбинской и Кызылординской областей. Оценочная стоимость этого отрезка дороги – 2,5 млрд. долларов США, из которых кредит ВБ составит 2,125 млрд. долларов США. Льготный период по кредиту составляет 5 лет, за которым следует 20-летний период выплаты кредита. Процентная ставка рассчитана на основе Лондонской межбанковской ставки предложения (ЛИБОР), в настоящий момент находящейся на очень низком уровне - приблизительно 1,6 %, плюс небольшая плавающая надбавка. Кредит ВБ был одобрен Советом директоров Всемирного банка 30 апреля 2009 года. Первые подряды на строительные работы будут выданы до конца 2009 года.

— Каково влияние экономической ситуации в мире на ход реализации этого проекта, и окажут ли антикризисное влияние столь масштабные займы ВБ на Казахстан и наш регион в частности?

— Проект разрабатывался задолго до нынешнего кризиса, и решение о привлечении кредитных средств международных банков развития принималось Правительством РК без учета кризисной ситуации. Проект, безусловно, даст серьезные стимулы экономическому росту. Мировой финансовый кризис оказал серьезное влияние на строительный сектор и сектор недвижимости в Казахстане, проект снизит дальнейшее проседание отраслей и услуг, связанных со строительством и предоставит существенные стимулы для развития других отраслей. Указанный благотворный эффект будет особенно ощутим в регионах, прилегающих к автодороге, среди которых Кызылординская область (в настоящее время самая малообеспеченная область) и Южно-Казахстанская область (самая густонаселенная в стране). Один только проект Всемирного банка в период строительства создаст примерно 35 000 дополнительных рабочих мест. Косвенное влияние будет намного значительнее: будут устранены транспортные преграды для сотен тысяч сельских домохозяйств и сельхозпроизводителей, которые в настоящее время теряют почти половину производимой ими скоропортящейся продукции вследствие затрудненного доступа на рынок. Автодорога откроет широкие возможности для МСБ в сфере услуг (станции технического обслуживания, придорожные кафе, магазины и другое). Если рассматривать данный аспект шире, то кредиты, предоставляемые на финансирование проекта по развитию транспортного коридора, позволят платежному балансу страны получить существенную поддержку в период низких цен на нефть, т.е. тогда, когда это особенно необходимо.

Обновленная дорога пройдет, в основном, в рамках существующей транспортной магистрали, но местами она выйдет за, так называемую, «полосу отчуждения» и, так или иначе, затронет чьи-то интересы. Это снос или перенос жилых и коммерческих зданий, изъятие земли. Как будут компенсироваться эти действия? Каковы в целом просчитанные социальные последствия этого проекта?

— В целом социальные последствия проекта должны быть положительными (улучшение безопасности дорожного движения, доступа на рынок, к услугам здравоохранения, образования и т.д.). Детальные планы работ показывают, что проект потребует сноса ряда жилых и коммерческих зданий в Южно-Казахстанской и Кызылординской областях. Однако масштабы потенциального переселения и сноса строений будут очень незначительными, поскольку более 80% проектной трассы находится в пустынных и полупустынных зонах, а бoльшая часть сегментов дороги, финансируемых банком, проходит в рамках существующей «полосы отчуждения». Для еще большего сокращения нужд в переселении и сносе будут построены новые объездные дороги, которые одновременно существенно повысят безопасность дорожного движения в населенных пунктах. Во всех случаях, где потребуется снос или переселение в соответствии с политикой социальной защиты ВБ проводились общественные слушания для населения, проживающего по трассе проекта. Слушания имели цель разъяснить цели и задачи проекта домохозяйствам, которые затронет дорога, и учесть их пожелания. Планы переноса строений тщательно разработаны, всем владельцам сносимых строений будут выплачены компенсации.

Сегодня в нашей области десятки подрядных организаций: дорожные строители, производители щебня, гравия, асфальтобетона и другие, без преувеличения, мечтают поучаствовать в этом проекте. Каковы их шансы? Будет у дороги, финансируемой займами вашего банка, единый генподрядчик или их будет несколько? Каковы главные критерии для участников тендеров на подрядные работы? Будут ли представители ВБ иметь решающий голос в тендерных комиссиях?

— Договоры на оказание строительных работ будут заключаться на основании результатов международных тендеров, для участия в которых будут приглашаться как местные, так и иностранные компании. Конкурсный отбор позволит добиться оптимального соотношения «цена/качество» для работ на участках, финансируемых как Всемирным банком, так и другими банками развития. Поскольку казахстанские строительные компании накопили значительный опыт реализации инвестиционных проектов в сложных геологических и климатических условиях Казахстана, мы ожидаем, что они смогут предложить весьма конкурентные цены на свои товары и услуги.

Ввод в действие транспортного коридора «Западный Китай – Западная Европа» неизбежно приведет к тому, что вдоль дороги возникнет множество объектов обслуживающей инфраструктуры. ВБ, наверное, заинтересован, чтобы эти объекты соответствовали уровню самой дороги, а есть ли у него рычаги влияния на качество создания придорожной инфраструктуры?

— У Всемирного банка есть несколько рычагов, которые помогут обеспечить высокое качество как минимум некоторых аспектов этой инфраструктуры. Во-первых, в рамках компонента «Институциональное развитие, повышение безопасности дорожного движения и развитие придорожного сервиса» планируется подготовка планов мероприятий по развитию обслуживающей инфраструктуры. Во-вторых, ожидается, что все объекты инфраструктуры будут проектироваться с учетом безопасности дорожного движения. Проектом также предусмотрено управление строительными работами специализированной компанией, которая должна контролировать качество таких компонентов как съезды, развязки, парковочные площадки.

— Можно ли сегодня привести какие- либо прогнозные данные по увеличению экономической активности в зоне транспортного коридора, например, на территории Кызылординской области на ближайшие пять лет?

— Существуют различные технические модели оценки эффективности инвестиций. Они, главным образом, сфокусированы на экономии, достигнутой компаниями, занимающимися перевозкой товаров по данной дороге (снижение затрат на топливо; снижение времени для поставки потребителям скоропортящейся продукции, и в результате снижение потерь при транзите груза; меньшее изнашивание транспортного средства и улучшение качества услуг для местного населения). Такие сбережения позволят добиться большей доходности предприятий, пользующихся дорогой для перевозки грузов, снизит транспортные издержки производителей и дадут серьезный положительный стимул экономике Кызыл­ординской области. В 2008 г. в рамках Программы совместных экономических исследований (ПСЭИ) по направлению «Программа территориального развития» было проведено исследование сети автодорог местного значения Кызылординской области, в результате которого была выработана методология приоритизации необходимых инвестиций. Для увеличения экономической активности региона важно обеспечить скоординированную работу на дорогах местного и республиканского значения.

Большие проекты, как правило, порождают большие аппетиты кое у кого из тех, кто в них принимает участие. Есть ли апробированный механизм эффективного противодействия такимаппетитам?

— Правительство РК запрашивает проекты Всемирного банка в интересах усиления прозрачности и подотчетности в использовании государственных средств. Дизайн проекта включает детальный план действий по повышению качества управления и борьбе с коррупцией (УБК), принятие которого является условием вступления займа в силу, и который обязателен для соблюдения для всех сторон, вовлеченных в проект. Предусмотрен независимый аудит закупок и техническая инспекция работ по проекту, который будет финансироваться через выданный Всемирным банком грант. Организации гражданского общества и общественные Ассоциации будут привлекаться к контролю над ходом и качеством строительных работ. При банке будет создана специальная система обработки претензий с возможностью широкого доступа к ней всех заинтересованных сторон, под контролем независимого департамента по борьбе с коррупцией.

Наш регион испытал воздействие на экологию оросительного проекта, и теперь население с повышенной настороженностью относится к любым крупным стройкам. Каково воздействие этого проекта на экологическую ситуацию в регионе?

— Ожидается, что негативное влияние проекта на окружающую среду будет минимальным - бoльшая часть работ будет проходить внутри существующей «полосы отчуждения». Исключений немного: расширение дороги между городами Шымкент и Кызылорда с 2 до 4 полос, строительство нескольких небольших объездных дорог вокруг населенных пунктов, а также 20 км дороги в объезд Кы­зылорды, где будут построены новый автодорожный коридор и мост через Сырдарью. Формы такого негативного влияния сводятся к: изменению цели использования земли; типичным для дороги шуму, пыли и выхлопным газам; строительству временных дорог, складов и мест проживания для рабочих; временному воздействию при ведении строительных работ, включая передвижные агрегаты для подготовки стройматериалов, например, асфальта. Все прочие последствия работ на окружающую среду должны быть минимальны благодаря инженерным мерам по снижению шума и обеспечению безопасности дорожного движения как для населения, так и для домашнего скота. Все эти вопросы раскрыты в публикуемом плане по экологическому управлению, включенном в проектную документацию. Был проведен опрос среди местного населения, проживающего по трассе дороги. В одном случае жители поселка Темирлановка отклонили первоначальный дизайн и высказались за более разумную альтернативу, которая заключалась в строительстве дороги в объезд поселка в восточном направлении. Было принято решение о перенесении трассы с целью минимизации влияния на местное население и уменьшения числа домов, подлежащих сносу и требующих выплаты компенсаций.

— Господин директор, спасибо за предоставленную информацию, и позвольте выразить надежду, что это не последнее наше интервью.

— Игорь, Всемирный банк всегда открыт для журналистов, и мы будем рады встретиться с вами еще не раз.

Игорь ТИТЕНОК.

11 июня 2009 11 июнь 2009 г. 0 0