• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

РЕКОРДНЫЙ МИЛЛИАРД И ЗОЛОТОЕ СЕРДЦЕ

Игорь ТИТЕНОК
РЕКОРДНЫЙ МИЛЛИАРД И ЗОЛОТОЕ СЕРДЦЕСегодня, путешествуя по нашей области, практически на каждом шагу видишь строительные площадки. На бюджетные деньги строятся школы, детские сады, больницы, жилые дома, поликлиники, клубы, дороги, за деньги инвесторов - новые предприятия, здания торговли, сервиса, жилье - всех строек не перечесть. Глядя на этот строительный бум, трудно представить, что чуть больше десяти лет назад строительная отрасль области была практически в коме. Первый объект, который был построен у нас в регионе на бюджетные деньги после более чем долголетнего перерыва, была типовая школа на 320 мест в ауле Калжан Ахун Сырдарьинского района. Генподрядчиком было ТОО «Нурай». Этот строительную организацию практически с нуля создал Сейткали Алшынбаев.
В этот период реанимации строительной отрасли и довелось познакомиться с Сейткали. В то время объекты, возводимые на бюджетные средства, можно было сосчитать по пальцам, а интерес наших читателей к возрождаемой отрасли был большим, потому с каждой стройки от проекта до сдачи в эксплуатацию мы успевали сделать несколько репортажей.
Так встречи автора с Сейткали
Алшынбаевым стали часты и переросли в дружбу.
Открытый, добрый характер этого человека располагал к нему практически всех. Многие из строителей, пришедших в его организацию подзаработать на конкретном объекте, остались в его команде на долгие годы.
На первых бюджетных объектах была заложена хорошая традиция − подарок от подрядчика тем, кто будет работать в построенном им здании -врачам, учителям, школьникам. Эту традицию с другими первыми  подрядчиками региона сформировал Сейткали Алшынбаев.
Может показаться, что этот экскурс в новую историю строительной отрасли региона не имеет отношения к нынешней работе депутата областного маслихата Сейткали Алшынбаева, но это не так. До событий, с которых начался этот рассказ, он был простым советским инженером, а потом удачливым предпринимателем-одиночкой, а вот в период становления  строительной отрасли региона стал руководителем организации, в которой  работало более сотни человек.
- Тогда не было таких терминов, как «социальная ответственность бизнеса», - государственное-частное партнерство», - вспоминает Сейткали, - но делать то, что они обозначают, начал с первых шагов на этом поприще. Когда приступил к строительству первого объекта, сразу задумался, а что будут делать люди, которых я позвал работать со мной, когда мы объект закончим, что делать мне, чтобы они и дальше получали свою зарплату. Этот груз ответственности буквально физически давил мне на плечи. Тогда пришло понимание, что надо рассчитывать не только на государственные заказы, но и параллельно развивать свой бизнес.
Так на карте области стали появляться объекты, которые Сейткали Алшынбаев построил, будучи заказчиком, - инвестором и подрядчиком в одном лице. По тем временам это был смелый шаг, пример для многих коллег-бизнесменов.
Так в Кызылорде появилось оригинальное  здание гостиницы по улице Бокейхана. Строительство этого объекта стало значимым событием в инвестиционно-частном секторе строительства в Кызылорде. Это был один из первых проектов, когда практичность, то есть будущая эффективность объекта, была принесена в жертву архитектурным достоинствам здания. Оно было построено далеко за красной чертой и большую часть строительной площадки занял газон. Когда строилась эта гостиница, у Сейткали Алшынбаева не было мысли, что когда-нибудь здесь он откроет детский сад.
- Теперь думаю, как хорошо, что тогда принял решение «посадить» здание в глубину участка, - говорит Сейткали, - теперь  мой детский сад вдали от шума и выхлопов автодороги, отделен от нее двумя рядами деревьев и кустарников, плюс газон. Именно так, а не иначе и должен строиться детский сад, хотя строил я тогда другой объект.
Дела ТОО «Нурай» на ниве гос-
подрядов долгие годы шли весьма успешно. Коллектив этой организации построил в Теренозеке противотуберкулезную больницу. На то время это был самый крупный объект здравоохранения в регионе. Потом были школы в аулах Сулутобе, Малибаева, поселка Талсуат - репутация добросовестного подрядчика, солидная производственная база позволили строительной компании Алшынбаева вы-
играть тендер на строительство крупного и технически очень сложного объекта - газонаполнительной станции в поселке Белкуль. На этом проекте удалось и хорошо заработать, и многому научиться. И в технологическом плане,  и в плане ведения бизнеса. С ростом оборотов росло и участие Сейткали Алшынбаева в общественной жизни региона. Он всегда рассматривал рост собственных доходов как возможность помочь большому числу людей. Именно такой  склад характера подвиг его на то,  чтобы выдвинуть свою кандидатуру на  выборах в депутаты областного маслихата. И как показали выборы, авторитет Сейткали Алшынбаева, наполненный конкретными делами, перевесил достоинства его конкурентов.
Став депутатом областного маслихата, вместе со своими коллегами принял активное участие в формировании благоприятной среды для развития в регионе малого и среднего бизнеса, решения различных проблем.
Помню, года три назад Сейткали Алшынбаев попросил сделать несколько фотографий и сказал, что на месте объяснит, для чего это надо. Так мы оказались на Центральном казахском кладбище. Захоронения здесь уже не производятся давно, и этот участок почти в двадцать гектаров выглядел не подобающе своему статусу.
- И это надо изменить, - сказал депутат областного маслихата Сейткали Алшынбаев.- Старое казахское кладбище, как мы его называем в обиходе, одной стороной выходит на железную дорогу, по которой в сутки проходят  десятки пассажирских поездов, другая сторона -это оживленная дорога, по которой ежедневно ездят тысячи автомашин, и только третья сторона примыкает к частным домовладениям. Что же видят люди из окон   пассажирских поездов, проезжая мимо этого кладбища? Видят они свалку, пустырь, поросший бурьяном и камышом. Вряд ли это вызовет хоть у кого-то добрые слова в наш адрес. Забор вдоль дороги, выходящей на улицу Ахмета Яссауи, надо сделать из цветных пено- или газоблоков, а вдоль него с использованием капельного орошения создать живую изгородь из деревьев и кустарников. Вдоль забора нужны пешеходная дорожка и освещение. Со стороны железной дороги надо решить, что делать с пустырем. Если мы огородим кладбище, вырастим вдоль забора деревья, а пустырь останется, то он опять будет превращен в свалку. Было бы, на мой взгляд, рационально «пробить» здесь дорогу до пересечения с улицей Жанкожи батыра (старый закрытый железнодорожный переезд). Если этот вариант по каким-то причинам не подходит, то пустырь от кладбища до железнодорожного полотна можно сделать зеленой зоной, высадив здесь деревья и кустарники.
Во время обхода кладбища автор сделал серию снимков, которые понадобились депутату для убеждения своих коллег по маслихату в необходимости проявить уважение к ушедшим в мир иной и к себе. По заказу С. Алшынбаева выполнено несколько эскизов того, как могла бы выглядеть фасадная часть этого кладбища.
Сегодня мы все видим, что частично предложение депутата исполнено -
аккуратная изгородь уже огораживает это кладбище с северо-западной
стороны.
- Тогда было одобрено и мое предложение «пробить» улицу Яссауи до закрытого переезда, - говорит Сейткали Алшынбаев, - пока на это нет денег в бюджете, но в среднестрочной перспективе  здесь будет хорошая дорога, как и хотели мои избиратели, думаю, и все кызылординцы.
Как депутат Сейткали Алшынбаев добился того, чтобы школа в его избирательном округе была построена на десять лет раньше, чем запланировано. Депутаты областного маслихата утвердили очередность строительства школ в аулах области. Предварительно, конечно, все школы в аулах были обследованы, и уже исходя из их состояния, демографической ситуации в населенном пункте, формировалась очередность застройки. В этой очереди аул Абая занял семьдесят третью строку. Исходя из годовой программы строительства школ в аулах за счет областного бюджета (примерно 7-10 школ в год),  здесь школа была бы построена в августе 2022 года. Но, как оказалось, очередь можно нарушить. И нарушение это предусмотрено нашими законами. Если находится инвестор, который готов участвовать в софинансировании социальных государственных проектов, то такие проекты становятся первоочередными. Таким инвестором стал известный в регионе и республике предприниматель и меценат Сейткали Алшынбаев. Свою известность он, прежде всего, приобрел благодаря реализации социально значимых проектов. Эта инициатива Сейткали Алшынбаева аналогов в стране не имеет. Он предложил за счет собственных средств на тридцать процентов профинансировать строительство школы в ауле Абая. Это предложение было, конечно же, поддержано. Интересная деталь. Принятие решения о долевом участии частного инвестора в государственном проекте потребовало оформления многих документов. В том числе и тендерных. Только вот конкурс на строительство этой школы проходил весьма необычно. Главное условие: потенциальный инвестор-победитель должен вложить наибольший объем средств в этот проект. Как и ожидалось, на этом конкурсе столпотворения не было, и победило ТОО «Нурай» (директор и учредитель С. Алшынбаев) с объявленной долей софинансирования до 30 процентов от сметной стоимости объекта. Сметная стоимость средней школы на сто мест в ауле Абая - 347 миллионов тенге. Из этой суммы около ста миллионов внесло ТОО «Нурай». Значит, эту сумму бюджет сэкономил. Соответственно, эти деньги позволили дополнительно заложить еще одну школу из списка очередников.
Самым знаменитым стал социальный проект Сейткали Алшынбаева «Детский сад». Сегодня в Казахстане нет человека, который мог бы хотя бы приблизиться к рекорду Сейткали Алшынбаева по вкладу в реализацию государственной программы «Балапан». Он инвестировал в это благородное дело более одного миллиарда тенге обеспечив местами  в детских садах 860 детей. Это, повторю, абсолютный рекорд страны и факт, не имеющий прецедента на всем постсоветском пространстве. Все началось с идеи поднять буквально из руин бывший в свое время  большой детский сад в залинейной части города.
Когда-то  такие объекты дошкольного воспитания строили для себя крупные предприятия. Больших детсадов в Казахстане было сотни. Эти объекты как собственность заводов, фабрик, трестов были приватизированы вместе с ними и утратили свой профиль – здания остались, но детей там нет. Об этом много говорили и родители, и педагоги, потом смирились, как с безвозвратной утратой, но…
– Детский садик «Шугыла» (в переводе с казахского – сияние, отблеск), который мы открываем сегодня в Кызылорде, это первый объект такого масштаба в Казахстане, вернувший в свои стены детей, – сказал тогдашний министр образования и науки РК Бахытжан Жумагулов, – процесс возврата зданий бывших детсадов в лоно дошкольного воспитания в стране пошел, и Кызылорда здесь показала большой (на 330 детей) пример.
 Как-то в нашей газете под рубрикой «Программа «Балапан» был опубликован материал «Взрослая история детского сада». Грустное повествование было о том, как новый детский сад двадцать лет назад превратили в автобазу, а потом и вовсе полздания на кирпич разобрали. Через некоторое время у этой истории появилось оптимистическое  продолжение –
предприниматель и меценат Сейткали Алшынбаев выкупил остатки строений и объявил, что скоро новый садик примет 320 детей, Проект детского сада «Шугыла-2» выполнил проектировщик давнего партнера ТОО «Нурай» ИП «Нургазин». Архитекторам, жестко привязанным к частично сохраненной типовой застройке, удалось за счет оригинальных решений придать зданию черты индивидуальной узнаваемости. Сейткали Алшынбаев за свои деньги заказал проект асфальтирования и озеленения прилегающей к садику территории. Сейчас очень многие родители привозят своих детей в садик на машинах, и потому удобная и безопасная стоянка здесь необходима. Тем, кто не видел детского садика «Шугыла-1» в залинейной части города, многое сделанное здесь показалось, так сказать, выполненным в дворцовом стиле, а те, кто знаком с Сейткали давно и видел его прошлые работы, знают – это его стиль. Он всегда говорит, что для детей надо делать чуть лучше, чем  для царей и падишахов. И на практике претворяет в жизнь свой принцип.
Третьим аккордом в этой песне о детском садике стало открытие дошкольного учреждения в здании гостиницы, о которой шел разговор выше. Сейчас здесь воспитываются 180 детей.
На заседании областного маслихата часто обсуждаются вопросы озеленения наших городов и аулов. Может показаться странным, но Сейткали Алшынбаев в таких дебатах участие, как правило, не принимает.
- Если каждый из нас, особенно предприниматели, будет сажать и выращивать деревья, цветы, кустарники, газоны, то говорить об озеленении не придется, - вот такое его мнение.
И подтверждает он его делом. На любом участке, где он начинает работать, осенью и весной  идет посадка деревьев, разбиваются газоны. Только в Кызылорде растет более тысячи деревьев, которое посадило ТОО «Нурай», и процесс этот продолжается. Поистине золотое сердце должно быть у человека, который столько делает для других и в первую очередь для детей. И в прошлом году он стал лауреатом национальной общественной премии «Алтын журек» в номинации «За поддержку образования». Премии руководитель ТОО «Нурай» удостоен за то, что выделил 240 тысяч тенге для детей, оставшихся без родителей, учащихся школы-интерната  имени Макаренко, 675 тысяч тенге для работников образования и науки, 69440 тысяч тенге на строительство школы в ауле Досан и 465000 тысяч на детсад «Нур Шугыла». Итого в этой номинации получилась рекордная за все семь лет премии сумма,  потраченная на добрые  дела, – 535 миллионов тенге за один год. Это пример, достойный
подражания.
Список добрых дел депутата областного маслихата Сейткали Алшынбаева далек от завершения. У него есть несколько интересных проектов, которые он сейчас прорабатывает. Пока  рано говорить о деталях, объемах, но можно уверенно сказать, что это будут проекты социальной направленности, от их реализации многим кызылординцам станет жить лучше и светлее.
11-11-2014 11 ноябрь 2014 г. 0 0