• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Национальный талисман

Древнее зодчество феноменально. Это универсальный язык общения эпох и народов. Президент Нурсултан Назарбаев идеей создания монумента Независимости поделился с архитектором Шотой Валихановым. Уже в 1994 году группа молодых авторов под его руководством работала над этим проектом. В окончательном варианте комплекс состоял из стелы с Золотым человеком, наземных скульптур с четырех сторон и позади них — рельефных стенок полукругом. Скульптурную часть монумента воплощали Адилет Жумабай, Нурлан Далбай, Кайрат Суранши. Многое определило удачное композиционное и архитектурное решение комплекса, в котором стела гармонично сочетается с высотными зданиями и расположена на выгодном с точки зрения организации пространства месте — огромной площади, а также солнечного освещения: скульптурные фигуры смотрят на юг. Стела из розового куртинского гранита представляет собой сооружение в виде квадратного в сечении столба. Его верхняя часть рельефно выделена поперечными блоками. Традиционно стела воздвигалась как мемориал, то есть отчасти имела культовый характер. Кулпытас украшался рельефным орнаментом, родовым гербом — тамгой, иногда арабской вязью. Интересно, что остроконечный верх памятника порой имел вид стилизованной человеческой головы. В монументе Независимости высокий головной убор сакского вождя органично и цельно завершает, как наконечник стрелы, вершину стелы. Она тоже покрыта рельефным орнаментом, а родовую тамгу заменил, естественно, герб республики. Украшением комплекса является, несомненно, статуя Золотого человека на летящем барсе, которая венчает стелу. Внушительная (около пяти метров) бронзовая скульптура, тем не менее, кажется маленькой на вершине величественной стелы, являясь ее навершием. Искусство номадов с их знаменитым «звериным стилем» оставило след в культуре разных народов. Зверь в произведениях кочевников обязательно в движении — в прыжке, полете, агонии, свернувшийся в клубок. Изображения сплетенных в неистовой борьбе, пожирающих друг друга животных не могут оставить никого равнодушным. Эстетическое своеобразие статуи Золотого человека именно в передаче духа сакской эпохи языком пластики. Летящий барс как будто сошел с головного убора сакского царя, который украшают фигурки крылатых барсов. Статичная фигура Золотого человека, тем не менее, очень динамична — все ее линии подчинены полету зверя, а сбоку она напоминает дугу лука. Лук в левой руке, как извивающаяся змея, повторяет движение барса — его крыльев, хвоста, а также головы, так же, как ловчая птица, сидящая на правой руке. И уменьшение щита на левой руке — для обзора движения фигуры. Все мышцы человека и зверя — в напряжении, что с большим мастерством передал скульптор. Линии костюма подчинены пластике тела. Естественно, элементы богатого и сложного костюма царя-жреца прошли «горнило» пластической стилизации, что требует не только мастерства скульптора, но и «мифологического» мышления, знания истории и этнографии номадов. Автор скульптуры Золотого человека — Адилет Жумабай. Удивительно, что человек, не будучи ни историком, ни этнографом, со студенческой скамьи бредил саками, уйсунами, древними тюрками, изучал казахские народные предания и традиции. Уже дипломная работа Адилета «Айша-биби», которая хранится в Центральном государственном музее, показала его неординарное понимание истории и оригинальность пластического языка. Отношение к прошлому может быть разным: в лучшем случае, как к святыне, в худшем — как к старинной экзотике. А сделать далекую старину родной, самым дорогим талисманом, чтобы прошлое засверкало новыми гранями и стало национальным оберегом, народным достоянием, может лишь большой мастер, чувствующий пульс истории. Искусство тем и ценно, что хранит дух творца, сокровенную его истину, и холодная бронза может нам поведать больше, чем обильные речи. В статуе Золотого человека на крылатом барсе столько поэзии, полета духа, откровения и в то же время — присутствие тайны! Интересно, что сакский головной убор видоизменился у казахов в саукеле — высокий женский головной убор, имевший ритуальное значение. Саукеле у казахов был наиболее ценной вещью по количеству золота, серебра, драгоценных камней. К тому же в свое время высота головного убора казахского хана свидетельствовала о его власти. Одет Золотой человек в покрытый золотыми бляшками камзол (в основе этого слова древнетюркское «кам» — «жрец», как и в слове «камча» — «ритуальная плеть»). Отражение или преломление солнечных лучей с древнейших времен использовалось в культовых сооружениях, будь то пирамиды или солнечные часы, позолота древних храмов или купола мечетей, которые очищают места почитания и поклонения, создают некое особое поле, позитивно воздействующее на людей и природу. В 1996 году в Алматы появилась статуя Золотого человека на летящем барсе — сооружение, отражающее первые лучи восходящего солнца и последние закатные. Золотые пластины на крыльях барса, позолоченные нагрудный щиток и кольцо, охватывающее султан на головном уборе, отражают лучи в течение всего светового дня, как бы рассеивая их на видимое человеческому глазу расстояние. При этом интенсивность и направленность отражения меняются в течения дня, что напоминает эффект драгоценного камня, меняющего свой цвет и яркость в зависимости от освещения и движения. Бронзовое зеркало — как у сакского вождя на груди — олицетворяло Солнце, возрождение и обычно имело на обратной стороне солярный знак. Особенно трудными в жизни казахстанцев были первые годы независимости нашей республики, вплоть до переломного 1996-го, когда и был сооружен монумент. Теперь уже кажется, что это энергетика национального талисмана подняла дух соотечественников, укрепила уверенность в будущем страны, потому что с 1997 года, как все помнят, начался постепенный рост экономики и благосостояния народа. Мы сидим в мастерской Адилета Жумабая, разговариваем. Конечно, в его жизни путеводной звездой стал тот самый магический свет скульптуры сакского вождя. ...На кончике тиграхауда Золотого человека догорал пос-ледний отблеск ушедшего дня. Скоро появились первые звезды. А на площади Республики вспыхнули прожекторы, выхватив из сгущающихся сумерек фигуру Золотого человека — наш национальный талисман.
Пайзуллахон АЮПКЫЗЫ
11 декабря 2009 11 декабрь 2009 г. 448 0